• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Латинский язык

2016/2017
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Латинский язык» предполагает изучение курса латинского языка – одного из древних, классических языков. Она нацелена на овладение грамматикой латинского языка, а также на развитие у студентов навыков перевода латинских текстов различной сложности. Она также может быть адресована тем, кто планируют реализовать себя в научной сфере (антиковедение, классическая филология). Дисциплина реализуется через изучение правил грамматики и чтение текстов. Предполагается также ознакомление с подлинными текстами античных и средневековых авторов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основами лексики и грамматики латинского языка, с его историей и влиянием на формирование основных современных западноевропейских и русского языков, овладение навыком чтения и понимания классических, средневековых, ренессансных текстов и текстов XVII–XIX вв., написанных на латыни. А также усвоение особенностей латинского языка того периода, который каждый студент рассматривает в качестве области профессиональной специализации, овладение способностями ориентироваться в латинских текстах, написанных на непривычных носителях в непривычном палеографическом облике и отсылающих к непривычным контекстам.
  • В области обучения: получение выпускником высшего профессионально-профилированного образования (на уровне бакалавра истории), предполагающего приобретение профессиональных знаний, умений и компетенций, связанных с анализом и использованием исторической информации на латинском языке.
  • В области воспитания личности целью ВПО по направлению подготовки «История» является: приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию и развитию творческих способностей, целеустремленности, организованности, чувства гражданской ответственности, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, способности к диалогу, настойчивости в достижении цели.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает этапы развития латинского языка
  • Знает латинский алфавит, правила чтения и ударение
  • Освоил особенности имени существительного 1 склонения, употребление глагола esse.
  • Умеет переводить глаголы в названной форме, умеет ставить глаголы в названную форму.
  • Умеет переводить глаголы в названной форме, умеет ставить глаголы в названную форму, знает особенности 2 склонения имен существительных.
  • Знает особенности III склонения существительных, прилагательных III склонения, причастий настоящего времени.
  • Умеет переводить глаголы в названных формах и ставить глаголы в названные формы.
  • Знаком с особенностями IV и V склонения существительных, отложительных и полуотложительных глаголов. Умеет употреблять прилагательные в разных степенях сравнения. Знаком с особенностями употребления наречия.
  • Умеет переводить причастные обороты, числительные.
  • Умеет переводить глаголы в названных формах.
  • Умеет переводить косвенный вопрос, условные предложения.
  • Умеет переводить герундий и герундив.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Причастные обороты. Ablativus absolutus. Числительные.
    Причастные обороты. Ablativus absolutus. Числительные.
  • IV и V склонения существительных. Nomina-tivus cum infinitivo. Отложительные и полуотложительные глаголы. Степени сравнения прилагательных. Наречие.
    IV и V склонения существительных. Отложительные и полуотложительные глаголы. Nominativus cum infinitivo. Степени сравнения прилагательных. Наречие.
  • Глаголы сложные с esse, Формы инфинитива. Accusativus cum infinitivo.
    Глаголы сложные с esse. Инфинитив. Accusativus cum infinitivo. Сравниваем синтаксические конструкции латинского и русского языка.
  • Plusquamperfectum et Futurum II indicativi passivi. Причастия будущего времени.
    Plusquamperfectum indicativi passivi. (Прошедшее время в русском и латинском языках) Futurum II indicativi passivi. Причастия будущего времени. (Составляем грамматические таблицы)
  • Пассивный залог (passivum). Perfectum indicativi passivi. Supinum. Participium perfecti passivi.
    Пассивный залог (passivum). Общие сведения. (Деловая игра: лингвистическая почемучка). Perfectum indicativi passivi. (Деловая игра: объясни новый материал товарищу ) Supinum. Participium perfecti passivi.
  • Алафавит. Правила чтения и ударение.
    Латинский алфавит. Гласные и согласные. (Сравниваем русский и латинский алфавит). Правила чтения и ударение.
  • III склонение существительных. Прилагательные III склонения. Причастия настоящего времени.
    III cогласное и смешанное склонение. (Сравниваем грамматическую си-стему латинского и русского языков) III гласное склонение. Прилагательные III склонения. Причастия настоящего времени.
  • Futurum 1 indicativi activi. Синтаксис падежей (accusativus loci).
    Будущее время глаголов. (Деловая игра: объясни новый материал товарищу) Будущее время глаголов (продолжение). Синтаксис падежей (accusativus loci).
  • Imperfectum indicativi activi. 2 склонение существительных.
    Imperfectum indicativi activi. (Составляем таблицы спряжения) 2 склонение существительных. Прилагательные 1 и 2 склонений. Сравниваем грамматическую систему латинского и русского языков
  • Общие сведения о глаголе. Praesens indicativi acnivi. Imperativus.
    Глагол. Общие сведения. Praesens indicativi acnivi. Imperativus. Деловая игра: лингвистическая почемучка.
  • Имя существительное. 1 склонение существительных. Глагол esse.
    Имя существительное. Общие сведения. 1 склонение существительных. Глагол esse. (Деловая игра: объясни новый материал товарищу)
  • Введение. История латинского языка
    Lingua Latina. Возникновение и история латинского языка.
  • Конъюнктив времен системы инфекта и перфекта. Consecutio temporum. Придаточные предложения.
    Конъюнктив времен системы инфекта и перфекта. Praesens et Imperfectum coniunctivi activi. Составляем грамматические таблицы Perfectum et Plusquamperfectum coniunctivi activi. Consecutio temporum. Придаточные предложения.
  • Герундий и герундив. Тропы и фигуры. Латинская метрика.
    Герундий и герундив. Тропы и фигуры. Деловая игра: пишем латинские стихи. Латинская метрика.
  • Косвенный вопрос. Условные предложения. Структура латинской фразы.
    Косвенный вопрос. Условные предложения. Структура латинской фразы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.05 * Контрольная работа 1 + 0.05 * Контрольная работа 2 + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Латинский язык: Учебник / Н.А. Гончарова. - 5-e изд., испр. и доп. - Москва : НИЦ Инфра-М; Минск : Нов. знание, 2013. - 408 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004760-7 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/391936

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Учебное пособие / Григорьев А.В., Романовская Г.А. - М.:Прометей, 2011. - 252 с. ISBN 978-5-4263-0057-6
  • Латинский язык. Часть II: Практика: Учебное пособие / Григорьев А.В., Романовская Г.А. - М.:Прометей, 2013. - 138 с. ISBN 978-5-7042-2489-1
  • Учебник латинского языка: Для юридических и иных гуманитарных вузов и факультетов / Розенталь И. С., Соколов В. С. - 2-е изд., стер. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: 84x108 1/32 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-91768-627-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/511287