Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033
Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru
Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru
Береснева Н. И., Василенко Ю. В., Внутских А. Ю. и др.
Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023.
Глушков А. В., Козлова К. О., Исмакаева И. Д.
Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 1. С. 75-84.
В кн.: XVI Бадеровские чтения : сборник научных статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения О. Н. Бадера (г. Пермь, ПГНИУ, 27 ноября – 1 декабря 2023 г.). Пермский государственный научно-исследовательский университет, 2023.
Захаров А. В.
Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017
Музыкальный плагиат – тема весьма актуальная. Сегодня нередко можно услышать упрек в сторону российских поп-музыкантов в том, что они в своем творчестве используют музыкальные обороты, а иногда и целые фрагменты из песен западных коллег без ссылки на первоисточник. Ежегодно нашим артистам вручается приз «Серебряная калоша» в номинации «Плагиат».
Действительно, плагиат в популярной музыке – явление распространенное. Но можно ли сказать то же самое об академической музыке, и занимались ли плагиатом великие композиторы? Да и вообще, что такое плагиат? Следует ли считать плагиатом намеренное цитирование? И как быть со случайными мелодическими и гармоническими совпадениями? Является ли плагиатом стилизация или использование народных мелодий? В этом пытались разобраться участники встречи вместе с ведущим клуба, преподавателем кафедры гуманитарных дисциплин Кириллом Прозументиком.
В ходе встречи при прослушивании музыкальных фрагментов студентам не раз приходилось выступать в качестве следователей и судей, вынося вердикт тем или иным произведениям. Они должны были ответить на вопрос, есть ли в данном фрагменте плагиат, случайное заимствование (криптомнезия), цитирование, стилизация и обработка, или речь идет о банальном совпадении (нот-то ведь всего 12!). Иногда ответ лежал на поверхности, как это было в случае с Danse des Sauvages Жана-Филиппа Рамо и Сoncerto comique Мишеля Корретта или Danza delle furie Кристофа Виллибальда Глюка и Симфонией La casa del diabolo Луиджи Боккерини. Иногда цепочка заимствований была длинной и уходила далеко в прошлое, как это было с Vltava Берджиха Сметаны, мелодические истоки которой восходят к пьесе An Italian RantДжона Плейфорда и Fuggi, fuggi, fuggi Джузеппино дель Бьядо.
Приятно, что на этот раз на «Музыкальной шкатулке» были не только студенты и преподаватели Пермского кампуса, но и московские гости, приехавшие поздравить Высшую школу экономики в Перми с 15-летием: проректор НИУ ВШЭ Ксения Муратова, советник дирекции по связям с общественностью Елена Вансович и заместитель заведующего отделением интегрированных коммуникаций Мария Мордвинова.
Следующая встреча клуба состоится 12 декабря. Тема – Odi et amo: любовь и ненависть в музыке. Следите за объявлениями в группе «Музыкальной шкатулки» http://vk.com/musicbox_hse