• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Анастасии Дементьевой "Метадискурс в академических подкастах"

Доклад посвящен анализу метадискурса в академических подкастах. Представлены наиболее и наименее частотные маркеры метадискурса.

12 ноября в пермском кампусе Высшей школы экономики прошла IV студенческая научно-практическая конференция им. Л.Л. Любимова, на которой Анастасия Дементьева выступила с докладом «Метадискурс в академических подкастах» в секции «Лингвистические исследования в области теории языка, перевода и прикладной лингвистики». Доклад был посвящен закономерностям использования метадискурса в академических подкастах, как жанре, объединяющем в себе черты академических текстов и текстов жанра продвижения.

В работе изучались метадискурсивные маркеры, список которых приведен Хайландом в его работе “Метадискурс”. Материалом для исследования послужил корпус устной речи, состоящий из 120 транскрибированных выпусков академических научно-популярных подкастов Speaking of Psychology Американской психологический ассоциации, Tiny Matters Американского химического общества, Big Brains университета Чикаго и EdCast Гарвардского университета. Для анализа были выбраны 30 последних выпусков каждого подкаста, начиная с 19 декабря 2024 года (дата сбора корпуса), за исключением бонусных выпусков. Объем корпуса - 599564 слова.

Анастасия представила результаты исследования: самой частотной категорией метадискурсивных единиц в академических подкастах являются маркеры самоупоминания и “маркеры переходности” (Transition markers), так же как и в учебниках по введению в определенные предметы. Этот результат логичен, так как и академические подкасты, и вводные учебники знакомят слушателя/читателя с новыми концепциями и вводными данными, а метадискурсивные маркеры переходности выполняют функцию знакомства читателя/слушателя с новыми концепциями через построение отношений с уже знакомыми образами. Большое использование маркеров самоупоминания также очевидно, так как подкасты, которые исследовались в данной работе, знакомят слушателей с новыми знаниями на примере бесед с учеными и экспертами из определенной научной области, где они часто рассказывают о своих собственных работах, поэтому часто прибегают к самоупоминанию. Использование достаточно большого количества бустеров, хеджей и маркеров вовлеченности (интеракционные категории маркеров метадискурса) объясняется промоутивной природой академических подкастов. 
Наименее же частотной категорией является категория эвиденциальных, так как они в основном используются в письменной речи (что видно на примерах в классификации метадискурса), а подкасты - форма устной.

Доклад вызвал оживленную дискуссию среди членов жюри, которые проявили особенный интерес к изучаемой теме и отметили прикладной характер доклада и важность полученных результатов для их дальнейшей деятельности.

Презентация доклада (PDF, 837 Кб)