• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Внешкольная деятельность земств, специалисты-"внешкольники" и преодоление рецидивов безграмотности в Пермской губернии

3 апреля состоялся очередной семинар научно-учебной группы "Земское самоуправление в России как фактор социокультурной трансформации (II половина XIX – начало XX веков)". Участники семинара обсудили деятельность Пермского губернского земства по предотвращению рецидивов безграмотности и роль специалистов-"внешкольников" (и в целом, разных категорий земских служащих) в этой деятельности.

Илиана Исмакаева, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, представила результаты анализа внешкольной деятельности Пермского губернского земства по предотвращению рецидивов безграмотности - утраты навыков грамотности и возобновления или возвращения состояния неграмотности.

Деятельность земских учреждений по предотвращению рецидивов безграмотности подразделялась на два основных направления — организацию мероприятий по закреплению, поддержанию и совершенствованию навыков грамотности и создание инфраструктуры, позволяющей преодолевать и предотвращать рецидивы безграмотности. Прежде всего, напрямую на предотвращение рецидивов безграмотности была направлена деятельность земств по закреплению, совершенствованию навыков грамотности через устройство занятий со взрослыми, библиотек, народных чтений и т. д. Инфраструктура способствовала созданию среды для распространения и развития грамотности, в нее входили и организация деятельности земских учреждений по внешкольному образованию, и соответствующие специалисты — «внешкольники», народные учителя, лекторы, и материальные объекты — книги, книжный инвентарь, «волшебные фонари» и световые картины, кинематограф, здания для библиотек, народных домов.

Определенной проблемой для организации внешкольной деятельности земств была нехватка кадров и их огромная загруженность, необходимость вести занятия на самые разнообразные темы. В большинстве случаев «народный учитель, или вообще “интеллигент”… вел народное чтение о землетрясении, о борьбе с заразными болезнями, о киевской старине, о пользе травосеяния; он же вел библиотеку, занятия со взрослыми и т. д.», таким образом, к организации и проведению различных форм внешкольной деятельности привлекались земские служащие.

В ходе обсуждения деятельности «внешкольников» были затронуты проблемы нехватки информации по поводу организации работы земств на местах и в отдалённых территориях Пермской губернии, оценки реакции и привлечения населения к просветительской деятельности. Если по сохранившимся документам мы имеем вполне точные сведения о "третьем элементе", то определить состав участников мероприятий по различным признакам, как правило, не представляется возможным. 

Презентация к семинару (PDF, 2.31 Мб)