• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управление музеем: существующие практики и тренды будущего

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Актуальность дисциплины заключается в том, что музей является объектом исследований представителей междисциплинарных направлений, и знание специфики существования и деятельности такого объекта как музей для них становится крайне важным. В курсе буду освещены вопросы управления такими направлениями музейной деятельности, как учетно-хранительская, экспозиционно-выставочная, культурно-образовательная. Также отдельно будут освещены вопросы управления финансовыми потоками в музее, безопасностью музея и персоналом. В итоге, студенты будут иметь представление об управлении музеем и его основными направлениями деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются, во-первых, знакомство с музеем как социальным институтом и особенностями его существования и управления в современных условиях и, во-вторых, формирование представлений об управлении музейными коммуникациями – от экспозиции до цифровых музейных продуктов. Задачи курса: - изучить историю появления, основные этапы развития музеев в России и за рубежом; - сформировать систему представлений о музее как социокультурном институте, особенностях его функционирования и управления на основе законодательной базы их деятельности в современных условиях; - познакомиться с основными тенденциями управления музеями; - определить будущие технологии управления музеем как учреждением: от цифровой трансформации к персонализации. - проанализировать современные управленческие технологии с точки зрения возможности их внедрения в управление музеем: блокчейн, цифровые двойники и проч.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает особенности музейного маркетинга; владеет инструментами маркетингового исследования в музее; умеет формировать музейный продукт и продвигать его.
  • - знает особенности музейных АИС, причины их внедрения
  • Знает, какие предпосылки у цифровой трансформации. Понимает, как происходит цифровая трансформация бизнеса.
  • Понимание термина «цифровизация»
  • знает особенности управления экспозиционными и выставочными проектами
  • Формирует концепцию взаимоотношений музея и посетителя, музея и партнеров, музея как субъекта влияния
  • уметь адаптировать запросы аудитории под музейный продукт
  • умеет определять возможности использования основных технологий, применяемых в экспозиционно-выставочной работе музея (от плазменных панелей до AR/VR, 3D и голограмм).
  • - знание основных и современных функций музея
  • - понимание основных кадровых позиций в музее
  • - понимание особенностей работы с музейным эндаументом
  • - умение организовать работу по формированию грантовых и краудфандинговых проектов
  • - знание основных статей доходов и расходов музея
  • - знание специфика музейных продуктов
  • - умение адаптировать запросы аудитории под музейный продукт
  • - владение инструментами маркетингового исследования в музее
  • - понимание разновидностей выставочных проектов в музеях
  • - знание основных принципов и особенностей управления экспозиционными и выставочными проектами
  • - определение возможности использования основных цифровых технологий, применяемых в экспозиционно-выставочной работе музея (от плазменных панелей до AR/VR, 3D и голограмм).
  • - формирование концепции взаимоотношений музея и стейкхолдеров (посетителя, партнеров, органов власти, конкурентов)
  • - понимание предпосылок цифровой трансформации
  • - грамотное использование термина «цифровизация»
  • - знание и понимание модели посетительского опыта по Фальку и Диркингу, а также модель конструирования впечатлений посетителей
  • - интерпретирование теории соучастия (партиципации) и ее проявления в социокультурных коммуникациях относительно работы с посетителем в музее
  • - анализ посетительского опыта в разрезе использования мультимедийных технологий в пространстве музейной экспозиции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные функции музея в современном мире
  • Планирование и развитие в музейной сфере. Кадровый менеджмент
  • Финансовый менеджмент в музейной отрасли
  • Управление музейными коллекциями: традиции и перспективы
  • Управление экспозиционно-выставочной деятельностью
  • Культурно-образовательная деятельность музея: вопросы управления
  • Музейный продукт: особенности создания. Музейный маркетинг
  • Управление музеем в современных условиях: цифровизация и постцифровизация? Музейная безопасность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий мини-тест на лекциях
    Тест нацелен на проверку и закрепление полученных на лекциях знаний
  • неблокирующий работа на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: участие в дискуссиях, результаты устных опросов, презентации, правильность решения задач и кейсов как индивидуально, так и в рамках командной работы
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * мини-тест на лекциях + 0.1 * мини-тест на лекциях + 0.15 * работа на семинарах + 0.15 * работа на семинарах + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кимеева, Т. И. Комплектование, учет и хранение музейных фондов : учебное пособие / Т. И. Кимеева. — Кемерово : КемГИК, 2022. — 140 с. — ISBN 978-5-8154-0637-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/310475 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Маркетинг в сфере культуры : Учебное пособие, Тульчинский, Г. Л., 2009
  • Мартиросян, Р. М., Инновационные модели привлечения внебюджетных средств: фандрейзинг, краудфандинг, эндаумент : учебное пособие / Р. М. Мартиросян. — Москва : Русайнс, 2024. — 99 с. — ISBN 978-5-466-04990-9. — URL: https://book.ru/book/953019 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Маслак, Е. Н. Музейный менеджмент : учебное пособие / Е. Н. Маслак ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. - 104 с. - ISBN 978-5-9275-3547-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1308379
  • Музееведение, Тельчаров, А. Д., 2011
  • Мультимедийные технологии в выставочной деятельности : учебно-методическое пособие / составитель Л. А. Гриневич. — Барнаул : АлтГИК, 2021. — 147 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/217595 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Партиципаторный музей, Саймон, Н., 2017
  • Практика современной экспозиции. 2006, Литвинов, В. В., 2005
  • Хализова, Ю. А. Экспозиционный дизайн : учебно-методическое пособие / Ю. А. Хализова. — Тольятти : ТГУ, 2022. — 232 с. — ISBN 978-5-8259-1064-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/264125 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 9781789531237 - Fatouretchi, Max - The Art of CRM : Proven strategies for modern customer relationship management - 2019 - Packt Publishing - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=2143915 - nlebk - 2143915
  • Аликперов, И. М. Фандрайзинг в креативных индустриях : учебное пособие / И. М. Аликперов. — Екатеринбург : ЕАСИ, 2021. — 170 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/240293 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Валькова, Т.Р.. Музейные коллекции традиционного русского костюма: формирование и проблемы хранения : Научное издание / Т.Р. Валькова, О.Н. Климова — Москва : Институт Наследия Лихачева, 2019. — 186 с. — ISBN 978-5-86443-283-9. — URL: https://book.ru/book/945307 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Кибанов, А. Я. "Управление персоналом" и "управление человеческими ресурсами": сущность, сходства и различия понятий / А. Я. Кибанов. - Текст : электронный // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2013. - №8. - С. 68-78. - URL: https://znanium.com/catalog/product/452853
  • Курумчина, А. Э.  Социокультурные коммуникации. Проекты социальных трансформаций и всемирные выставки : учебное пособие для вузов / А. Э. Курумчина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10770-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517273 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Музей как третье место : материалы международной конференции в рамках проекта "Музей 15/24" : сборник методических материалов, , 2020
  • Основы теории и практики фандрайзинговой деятельности : учебное пособие / составитель Е. В. Матвеева. — Улан-Удэ : ВСГИК, 2020. — 56 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/215393 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • РОМАНОВ, Е. В., ДРОЗДОВА, Т. В., & РОМАНОВА, Е. В. (2018). SWOT-анализ: от стратегии организации к стратегии личностного роста. Perspectives of Science & Education, 36(6), 246–253. https://doi.org/10.32744/pse.2018.6.27
  • Системный бренд-менеджмент : учебник, Грошев И.В., Краснослободцев А.А., 2012
  • Финансовые измерения корпоративнных стратегий. Стейкхолдерский подход : монография, Ивашковская, И. В., 2023
  • Шекова, Е. Л. Фандрайзинг в сфере культуры : монография / Е. Л. Шекова. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2022. — 228 с. — ISBN 978-5-8114-5245-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/218096 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Щербина, А. В. Музейное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Щербина. — Тольятти : ТГУ, 2011. — 68 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/139927 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Сизова Ирина Алексеевна
  • Деменева Диана Юрьевна