Анатолий Иванов: «В Вышке я смог воплотить в жизнь многие свои мечтания»
Мы начинаем серию интервью с преподавателями и сотрудниками Пермского кампуса НИУ ВШЭ о том, как создавался и развивался филиал.Первый герой — заведующий кафедрой высшей математики, ординарный профессор, известный ученый-практик, автор более 170 научных публикаций Анатолий Иванов, который работает в пермской Вышке со дня ее открытия.
— Анатолий Прокопьевич, как Вы начали преподавать в Высшей школе экономики в Перми?
— Совершенно случайно! В 1998 г. то ли по телевидению, то ли по радио я услышал объявление о том, что проводятся курсы по подготовке абитуриентов для создаваемого в Перми филиала Высшей школы экономики. Меня это заинтересовало. Я уже знал о Вышке в Москве: ребята из гимназии № 2 туда поступали. Решил узнать подробности о пермском филиале: приехал на Студенческую, 38, как было указано. Меня отвели к директору — Галине Емельяновне Володиной. И эта встреча сыграла важную роль в моей дальнейшей судьбе. Оказалось, что на подготовительных курсах возникли неприятности с преподавателями математики. У ребят (это были учащиеся школ № 9, 17, гимназии № 2) был настолько высокий уровень знаний, что их не устраивал уровень преподавания. Меня пригласили поработать на этих курсах, я с удовольствием согласился. Я попросил также у Галины Емельяновны предполагаемый учебный план для студентов открывающегося филиала. И был просто поражен, потому что увидел не краткий курс высшей математики, который обычно присутствовал на всех экономических специальностях, а отдельные курсы математического анализа, линейной алгебры, дифференциальных уравнений, методов оптимального управления, исследования операций.
— Именно этот факт повлиял на то, что Вы возглавили кафедру высшей математики в Пермском кампусе Высшей школы экономики?
— Да, это стало одной из главных причин. Я подумал: а не попробовать ли мне поработать в этом новом учебном заведении? Дело в том, что я тогда работал на механико-математическом факультете классического университета (ныне ПГНИУ), преподавал курс, связанный с дифференциальными уравнениями. Но особо меня привлекало (и, можно сказать, было идеей фикс) на этот период построение математических моделей различных процессов, в том числе в виде систем дифференциальных уравнений. Замечу, что еще в 1970-х годах я вел 2 спецкурса на кафедре вновь открывшейся специальности «Экономическая кибернетика». Первый – «Теория автоматического управления экономическими системами», второй – «Исследование операций». В рамках этих спецкурсов я увидел, что математические модели применимы и в экономике. Экономическая система представляет собой совокупность блоков, как и любая система, допустим, в радиотехнике. Соответственно, подобные аналогии можно проводить в экономических системах.
И вот когда я уже работал на подготовительных курсах, в августе 1998 г., Галина Емельяновна пригласила меня на встречу с профессором из НИУ ВШЭ (Москва) Львом Львовичем Любимовым. После этого разговора мне предложили должность заведующего кафедрой высшей математики, поручили сформировать состав преподавателей.
— Кого из преподавателей Вам удалось привлечь на кафедру?
— Дух Вышки уже тогда привлекал профессионалов, не приходилось никого уговаривать, даже наоборот. С самого начала на нашей кафедре работали, я ничуть не преувеличиваю, лучшие преподаватели кафедр высшей математики города Перми. Первый набор у нас был сильнейший. Достаточно назвать только одно имя – Павел Николаевич Сапожников. Это один из крупнейших специалистов в России (да и в мире) по математическим моделям в эконометрике. Я пригласил его читать теорию вероятности и эконометрику. Его практически поглотила работа, ребятам тоже было очень интересно то, что он рассказывал. Однажды в одной из групп Сапожников поставил все «пятерки» и только одну «четверку». «Павел Николаевич, кто этому поверит?» — удивился тогда я. На что он мне ответил: «Даже на механико-математическом факультете университета я студентов так высоко не оценивал. Но поверь мне, в Вышке все отвечали на “отлично”». Я думаю, Павел Николаевич остался в памяти у студентов.
— Кого еще можно назвать «звездой» кафедры высшей математики?
— Читать математический анализ я пригласил Андрея Борисовича Бячкова. Это тоже известный преподаватель в городе. Студенты его очень любили и уважали, он мог доступно объяснить самый сложный материал. Были очень хорошие специалисты по линейной алгебре. С некоторыми преподавателями, конечно, приходилось расставаться. Не буду называть фамилии по понятным причинам. Один преподаватель начал читать курс на таком абстрактном уровне, что студентам было непонятно. Пришлось с ним расстаться. В результате такого отбора у нас сложился очень достойный состав кафедры высшей математики. В качестве объективной оценки могу привести тот факт, что студенты из 8-9 преподавателей 4-5 ежегодно признают лучшими. И мне всегда приятно, когда вижу, что выпускники Вышки подрабатывают репетиторами по математике, эконометрике, матанализу. Без куска хлеба наши выпускники не останутся (улыбается). А, например, Катя Петренева — сейчас аспирантка экономического факультета МГУ. Выдам тайну, как я студентов предметом заинтересовываю. Говорю: «Вы должны так знать математику, чтобы могли решить любую контрольную любому студенту не только экономического, но и технического вуза».
— Когда Вы начали преподавать в Вышке, предполагали масштаб развития филиала?
— Когда я начал работать в пермской Вышке, сразу понял, что это учебное заведение с очень серьезным потенциалом. Здесь чувствовался порядок во всем: техническое оснащение учебного процесса, документация, расписание. Все строго регламентировано. Например, студенты могли пересдавать экзамены только 3 раза, а не все 9 месяцев, как в других вузах. Мне очень понравилась модульно-рейтинговая система. Сейчас, надо сказать, практически все вузы ее вводят. А тогда Высшая школа экономики была единственным вузом, внедрившим эту систему. Это же мощная мотивация обучения! Принцип состязательности очень привлекателен для молодых: им важно быть в верхних строчках рейтинга.
Система отбора в пермскую Вышку была построена так, что поступали «сильные» абитуриенты. С одной стороны, знание английского языка для некоторых становилось препятствием при поступлении, но, с другой стороны, это и был качественный фактор отбора. Я считаю, если человек в состоянии выучить иностранный язык, то он как минимум обладает трудолюбием, у него хорошая память. А если к этому приложить хорошую математику, то получится «супер»! Говорят, что в магистратуре НИУ ВШЭ (Москва) преподаватели особенно тщательно готовятся к чтению лекций студентам пермской Вышки. Я думаю, это не байка, а реальный факт.
— Получается, то самое объявление стало для Вас подарком судьбы?
— Да, можно так сказать! Именно в Вышке я смог воплотить в жизнь многие свои мечтания. Например, решить вопрос объективности оценивания знания. Меня всегда возмущало, когда способному студенту преподаватель по субъективным причинам ставил двойку, и того отчисляли. А письменные экзамены в вузы, которые проводились раньше? Теперь об этом пишут в открытую, а тогда об этой проблеме молчали. Если у тебя были средства на репетитора, то он «натаскивал» на 5-7 письменных заданий и ты мог поступить в любой вуз.
Еще до прихода в Вышку я занимался созданием такой системы, которая бы позволила объективно оценивать знания школьников и студентов. Идею создания тестов мне подал профессор НИУ ВШЭ Александр Иванович Севрук. Тогда он был деканом механико-математического факультета ПГНИУ. Александр Иванович прошел обучение на факультете повышения квалификации в МГУ и приехал с этой идеей. Так возник вариант SuperTestов, где количество заданий, объем материала и вариантов были увеличены, а время выполнения сокращено. Супертестирование полностью исключает вмешательство: 100%-я независимость и объективность мониторинга. Первые в Советском Союзе мы набрали наиболее способных ребят на механико-математический факультет с помощью SuperTestов. И могу сказать, что не было «проколов»: каждый из них потом показал высокие результаты в обучении.
— Вы применили эту систему в Высшей школе экономики в Перми?
— Да, получилось так: когда речь зашла о наборе студентов в Вышку, меня отправили учиться принимать экзамены в Московский кампус. Лев Львович Любимов познакомил меня с председателем приемной комиссии Вадимом Львовичем Шагиным. Тогда экзамены проводились в традиционной письменной форме, в виде 7 заданий. Вадим Львович подробно мне рассказал о системе вступительных экзаменов, схемах рассадки и прочее… Я ему рассказал, как мы проводим экзамены. И когда мы пришли в кабинет к Любимову, тот спросил у Шагина: «Научили принимать экзамены?» На что Вадим Львович ответил: «В Перми система лучше, чем у нас». Так, первый набор в Пермский кампус Высшей школы экономики мы провели в тестовом формате. Все прошло хорошо, и в НИУ ВШЭ в Москве тоже решили переходить на тестовый формат.
Целый год я приобщал московских школьников на факультете довузовской подготовки НИУ ВШЭ к формату тестирования. В 1999 г. я, можно сказать, практически один провел вступительные экзамены в Московский кампус и Олимпиаду для школьников. И опять же: промашек не было, поступили все талантливые ребята. В промежутках между экзаменами заведующий кафедрой математики НИУ ВШЭ представил меня ректору Ярославу Ивановичу Кузьминову. Он заинтересовался тестовым форматом проведения экзаменов. Я ему подробно о нем рассказал. Могу без преувеличения сказать, что этот разговор повлиял на переход на тестовый формат проведения вступительных экзаменов.
— Анатолий Прокопьевич, что для Вас значит Высшая школа экономики?
— Я люблю неустанно повторять: «О том, что я перешел в Вышку, никогда не пожалел». Руководство вуза в лице директора Галины Емельяновны Володиной, заместителя директора Валерия Михайловича Архипова всегда шло навстречу моим пожеланиям. И я им признателен за это и за то, что поверили в меня.