Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
614070 Пермь
г. Пермь, Бульвар Гагарина, 37
oisopeskul@hse.ru
Бульвар Гагарина 37, 216
тел. 205-52-40
SKRudnik@hse.ru
Бульвар Гагарина, 37-215
тле. 205-52-40
Семья как неформальный институт оказывает разностороннее влияние на ребенка, в том числе на его академическую успеваемость. В детском возрасте это влияние ярко выражено. По мере взросления ребенка влияние семьи трансформируется и может изменить свой характер. В существующих исследованиях авторы концентрируют внимание на успеваемости одной группы обучающихся — либо школьников, либо студентов. В работе представлен сравнительный анализ результатов исследований влияния семьи на успеваемость обеих групп. Сравнение проводится по двум факторам — социально-экономический статус семьи и социальный семейный капитал. В статье рассматривается вопрос о том, сохраняют ли семейные факторы, доказавшие свое влияние на успеваемость школьников, значимость во время обучения ребенка в университете. Обзор российских и зарубежных исследований показал, что социально-экономический статус семьи и социальный семейный капитал в целом оказывают положительное влияние на успеваемость как школьников, так и студентов. Однако отдельные составляющие этих факторов не подтвердили своей значимости (например, наличие братьев и сестер). Кроме того, было выявлено, что влияние семьи меняется в течение времени и определяется характером взаимоотношений между родителями и обучающимися.Результаты данного обзора могут быть интересны исследователям в области образования, педагогики и психологии обучения, работникам образовательных учреждений, а также родителям школьников и студентов.
Семья как неформальный институт оказывает разностороннее влияние на ребенка, в том числе на его академическую успеваемость. В детском возрасте это влияние ярко выражено, потому что ребенок не самостоятелен и зависит от родителей. По мере его взросления влияние семьи трансформируется, и характер этого влияния может измениться. Целью работы является обзор зарубежных эмпирических исследований для разработки программы дальнейших исследования того, как влияют семейные факторы на успеваемость российских школьников и студентов. Как правило, в существующих исследованиях авторы концентрируют внимание на успеваемости одной группы обучающихся – либо школьников, либо студентов. В данной работе рассматривается вопрос о том, сохраняется ли влияние семейных факторов на учащихся университета. Новизна представленного обзора заключается в рассмотрении трёх каналов воздействия семьи на успеваемость обучающихся: социально-экономического статуса семьи, социального капитала семьи, вовлеченности родителей в учебный процесс. Первые два канала достаточно широко изучены при исследовании семейных факторов успеваемости, в то время как вовлеченность родителей часто рассматривают как значимый фактор успеваемости школьников, но недооценивают как фактор успеваемости студентов. Обзор подтвердил, что семейные факторы оказывают значимое положительное влияние на академическую успеваемость как школьников, так и студентов. Данное влияние зависит от характера взаимоотношений между родителями и обучающимися и может меняться с течением времени. Полученные результаты могут быть интересны и полезны как исследователям в области образования и психологии обучения, работникам образовательных учреждений, так и родителям обучающихся. Возможным направлением дальнейшего исследования может стать изучение особенностей влияния семьи на успеваемость в различных странах.
Данное исследование реализует одну из первых попыток комплексного осмысления изменений в режиме функционирования туристского сектора, связанных с карантинными ограничениями в период пандемии COVID-19. На основе системно-критериального подхода была разработана авторская методика комплексного анализа документов и новостных публикаций, охватывающих данную тему. Применение данной методики позволило выявить и описать восемь моделей под- держки туристского сектора, сложившихся в разных странах, а также их сильные и слабые сто- роны. Следующим шагом на основе обобщения федеральных и региональных мер реагирования была отражена специфика российской национальной модели. На базе опроса руководителей предприятий туризма, проведённых в Пермском крае, произведена реконструкция функциони- рования сектора (по сегментам) в период действия карантинных ограничений, а также показа- ны основные недостатки национальной модели поддержки туристской отрасли. В соответствии с полученными результатами была предложена концепция национальной электронной биржи туристских и рекреационных услуг, действие которой в период эпидемических кризисов позволит нивелировать недостатки национальной модели, максимально сохранив функционирование турист- ского сектора, по завершению пандемии, будет способствовать его скорейшему восстановлению.
Образование — одна из ключевых целей устойчивого развития (УР), формирующая основу для улучшения условий жизни людей. Особую роль играют высшие учебные заведения, создающие институциональные рамки для обучения граждан устойчивому развитию, предлагающие новое понимание социальных про- блем. С одной стороны, университет за счет образовательной, экспертной и иссле- довательской деятельности может создавать и распространять знания об УР, форми- ровать соответствующие ценности. С другой стороны университет может выступать активным агентом реализации концепции УР, внедряя ее в собственную деятель- ность. В статье рассмотрена реализация концепции образования в интересах устой- чивого развития с точки зрения стейкхолдерского подхода. На основе данного подхода в статье изучены возможные выгоды ключевых заинтересованных сторон развития устойчивого университета. Одним из значимых факторов, препятствующих реализации концепции является низкая осведомленность. В связи с отсутствием достаточного количества исследований, ориентированных на изучение интересов основных стейкхолдеров в рамках образования в интересах устойчивого развития, данная статья является попыткой сократить этот разрыв.
Выбор проекта представляет собой сложный многокритериальный процесс принятия решений, на который влияют многочисленные и часто противоречивые цели. В мировой практике, проблема выбора проектов в основном связана с большим количеством проектов, из которых необходимо сформировать портфель проектов. В российской практике, применительно к машиностроительным предприятиям, проблема усложняется еще и такими факторами, как: отсутствие взаимоувязки портфеля проектов со стратегией предприятия; наполнение всех разделов стратегии компании проектами и программами; нерегулярное обновление (пересмотр) набора проектов, входящих в портфель; не регулярное обновление программных документов, а также, отсутствие набора показателей эффективности проектов для разных типов отбираемых проектов.
Данное исследование посвящено обзору современной теории портфельного управления, анализу ситуации в промышленности в целом по стране и на примере конкретного предприятия и разработке рекомендаций по критериям отбора проектов в портфель развития.
В статье представлены теоретическое обоснование и результаты эмпирического исследования по оценке устойчивого развития региона с позиции реализации ценностей и интересов ключевых стейкхолдеров. Методологической основой работы послужили концепция устойчивого развития и ценностно-ориентированный подход к управлению. Использован метод теоретического анализа, который позволяет обосновать возможность применения ценностного подхода к оценке устойчивого развития регионов и построения концептуальной модели, отражающей состав ключевых региональных стейкхолдеров и содержание их ценностей и интересов в контексте концепции устойчивого развития. Для комплексной оценки уровня реализации данных ценностей в целом и в разрезе социальной, экологической и экономической компонент применен метод интегральных оценок, разработана система показателей и пошаговая методика расчета интегрального индекса. Апробация предложенного методического инструментария на примере регионов Приволжского и Уральского федеральных округов показала, что наиболее острыми для всех стейкхолдеров являются проблемы обеспечения экологически благоприятных условий для проживания населения, снижения экологической нагрузки и экологической интенсивности хозяйственной деятельности. В социальной сфере актуальными остаются вопросы повышения уровня жизни, роста объема и качества социальных услуг, оказываемых населению. Установлено, что недостаточный уровень реализации ценностей органов региональной власти ограничивает их возможности воздействовать на процессы устойчивого регионального развития через повышение уровня учета интересов других стейкхолдеров.
В статье на понятийно-концептуальном уровне проводится комплексный анализ функциониро- вания туристского сектора в условиях карантинных ограничений, связанных с глобальным эпи- демическим кризисом. На основе авторской адаптации системно-критериального подхода выде- лены и описаны предпосылки исследования данной теоретической области, показана специфика её развития в системе англоязычного и русскоязычного академических дискурсов. Для каждого дискурса описаны преобладающие типы публикаций и основные темы, разрабатываемые ис- следователями при анализе туристского сектора в условиях пандемии. Проведённое исследова- ния позволило выявить две модели такого анализа: восточную и западную, основные различия между которыми лежат в общей логике реализации научного поиска и академических традиций национальных исследовательских школ. Проведенный анализ показал, что проблема изменении режима функционирования туристского сектора с вводом карантинных ограничений при панде- мии COVID-19 затронута в них лишь частично, а сами публикации носят весьма разрозненный характер. С целью преодоления этих ограничений была предложена авторская модель эмпириче- ского исследования деятельности туристского сектора в условиях пандемий, которая в перспек- тиве позволит не только структурировать исследовательскую деятельность в рассматриваемом направлении, но и на этой основе создать адекватную модель поддержки туризма в условиях глобальных эпидемических кризисов.
Настоящее исследование посвящено феномену туристского кластера как экономической модели проектирования и управления туристской сферой региона. В научной работе представлен авторский метод теоретического анализа, при помощи которого реализовано глубинное изучение концепции «туристский кластер» как научной категории. В структуре данной концепции выявлены устойчивые элементы, на основе систематизации которых идентифицированы целостные подходы к интерпретации сущности понятия «туристкой кластер». Эти подходы описаны в статичном положении и во временной динамике, иллюстрируя историческое развитие рассматриваемой категории в экономической теории.
На основе комплексного анализа выявленных подходов к интерпретации понятия «туристский кластер», разработан авторский системно-агломерационный подход, в структуру которого вошли: интерпретация понятия «туристский кластер», характеристическая таблица, графическая модель туристского кластера и авторская методология идентификации и исследования подобных систем.
Новая методология была апробирована на примере Пермского края.
Приведённые в исследовании теоретические и прикладные разработки имеют универсальный характер и могут быть применены для других субъектов федерации. Основные результаты и выводы исследования могут быть рекомендованы представителям органов государственной и муниципальной власти ответственным за реализацию политики по развитию туризма, студентам обучающимся по направлениям «экономика», «туризм» и «государственное у муниципальное управление» в качестве дидактического материала для подготовки к семинарам и лекциям и всем тем, кто интересуется вопросами пространственного развития и развития туризма на территории Российской Федерации.
Статья посвящена совершенствованию подходов к оценке эффективности государственных проектов всех видов доступности среды (физическая, транспортная, временная, информационная) для маломобильных групп населения по всем направлениям с точки зрения населения, в рамках механизмов управления по результатам.
В работе представлены теоретические основы понятий «эффективность государственных проектов», «доступная среда»; анализ теоретических подходов к оценке эффективности государственных проектов; рассмотрена практика реализации государственных проектов доступной среды в Пермском крае; исследованы показатели эффективности реализованных государственных проектов доступной среды для маломобильных групп населения в Пермском крае; выявлены проблемы оценки эффективности государственных проектов в данной сфере; предложен комплексный подход к оценке эффективности государственных проектов и проведен сравнительный анализ официальных данных и мониторингов общественных организаций инвалидов реализованных государственных проектов доступности.
На основании результатов проведенного анализа был сделан вывод о наличии существенных расхождений в оценке реализации государственных проектов доступности в связи с функциональными и организационными различиями.
Предлагаются направления совершенствования реализации проектов по организации доступной среды для маломобильных граждан, такие как обеспечение непосредственного взаимодействия между общественными организациями инвалидов и органами государственной власти, разработка единой градостроительной концепции формирования доступности, совершенствование механизмов проведения проверок и мониторингов и нормативно – правовой базы в области формирования доступности среды.
В современных исследованиях пространственной экономики и экономической географии социокультурная среда рассматривается в качестве фактора, оказывающего заметное воздействие на функционирование туристского кластера. Вместе с тем механизм такого воздействия и условия достижения положительных эффектов в современной академической литературе не отражены. Это обстоятельство затрудняет выработку адекватной политики в отношении существующих территориально-экономических структур в туризме. Основная цель данного исследования – разработка комплексной модели, отражающей влияние социокультурной среды на туристский кластер и основанной на ней методики анализа такого воздействия для частных региональных кейсов. В исследовании применялся теоретический анализ конструкта социокультурной среды на основе системно-критериальной методики, показавший наличие четырёх ключевых подходов. Компаративный анализ этих подходов отразил их потенциальную неспособность сформировать целостную картину исследуемого воздействия. В этой связи на основе интеграции агломерационного и туристского направлений экономической мысли был разработан авторский подход «туристских агломераций». С позиции этого подхода сформирован и описан целостный механизм влияния социокультурной среды на туристский кластер, учитывающий её поведенческое и ресурсное измерения. В соответствии с этим механизмом разработана методика анализа соответствующего воздействия, которая прошла апробацию на туристских кластерах Пермского края. Применение методики позволило выявить в каждом из них несовершенства, связанные с локальной ассоциативной культурой, ограничивающие их дальнейшее развитие. Для каждого кластера были предложены меры, которые в дальнейшем позволят преодолеть существующие ограничения и сделать поддерживающую политику в отношении этих структур более эффективной
Возрастающее значение регионов как субъектов экономических отношений и части единого экономического пространства закономерно ведет к необходимости совершенствования методов и инструментов управления региональным развитием. При этом, на современном этапе развития экономики одной из ключевых форм модернизации и активизации социально-экономических изменений является проектная деятельность, определяющая принципы и особенности управленческих функций. Более того, в современном мире особое внимание уделяется достижению устойчивого социально-экономического развития региона. В силу того, что современное общество решает задачи, связанные с постоянной оценкой целесообразности затрат по достижению экономических результатов и обеспечения стабильного экономического роста, проблемы охраны окружающей среды и сохранения сбалансированности развития социальной и экономических сфер остаются ключевыми в контексте регионального развития. Актуальность данной статьи может быть определена как попытка систематизации существующих парадигм и подходов к организации управления программами и проектами развития территорий с позиции концепции устойчивого развития, а также рассмотрение смежных вопросов, рассматриваемых в научных трудах и современной практике управления. Цель работы заключается в проведении обзора существующих теоретико-методологических подходов к управлению программами и проектами устойчивого регионального развития и выявлении особенностей управления проектами такого рода.
В последние десятилетия актуализируется общемировая тенденция организовывать деятельность компаний в разных сферах и отраслях экономики по проектному принципу. Для руководителей организаций становится значимым вопрос оценки результата проекта и нахождения тех факторов, которые влияют на его успех. Предшествующие исследования были сконцентрированы либо на изучении показателей «железного треугольника», либо на достижении стратегических целей компании, либо на удовлетворении заказчика проекта. Однако современные подходы базируются на тезисе, что факторы успеха многочисленнее и смещаются в более сложные категории, которые неоднозначны и многомерны. Среди таких факторов особое место занимает организационная культура проекта, влияние которой, с одной стороны, неоспоримо, а с другой – сложно идентифицируемо, поскольку она действует в ряду других, более осязаемых факторов, в связи с чем, определить границы такого влияния достаточно сложно. Вместе с тем, расширение перечня факторов успеха проекта до включения в них аспектов организационной культуры дает менеджерам дополнительный инструмент достижения успеха проекта. Целью статьи стало представление разработанной авторами методики OCPS, позволяющей выявить аспекты влияния организационной культуры на успех проекта в различных сферах деятельности. Методика учитывает не только российскую специфику проектной деятельности, но и особенности реализации проектов в различных отраслях и сферах деятельности.
В методологической основе исследования лежит системно-синергетический подход, рассматривающий успех проекта как сложную систему, в которой эффект управляющего воздействия не прямопропорционален приложенным усилиям. Это обусловливается богатством возможных факторов, большой степенью неопределенности среды, а также разнообразием внутренних импульсов.
Алгоритм применения данной методики проиллюстрирован на примере строительных компаний, для которых проектная деятельность является базовой формой организации деятельности. В данной сфере проекты позволяют привлекать большие потоки денежных средств и при неудачных проектах сильно страдает финансовая результативность организации.
Исследование базировалось на использовании как качественных, так и количественных методов. Основными результатами исследования стали: определение аспектов, влияющих на успех проектов в строительной сфере, а также формирование критериев оценки и рекомендаций по использованию данных аспектов с целью повышения вероятности достижения успеха в строительных проектах.
В заключении представлена матрица уровней успеха, используя которую можно оперативно реагировать на проблемы, существующие в команде проекта.
Представленные научные результаты позволят менеджерам проектов получить дополнительный инструмент для исследования тех аспектов, которые влияют на успех проектов организации, а также выявить элементы, воздействуя на которые, компания будет достигать успеха.
Предложенная методика в дальнейшем нуждается в апробации и на проектах в других сферах деятельности, что позволит верифицировать ее в контексте применимости к любым организациям.
В инновационной экономике креативность является одним из важнейших факторов развития конкурентоспособности. Однако креативный труд требует наличия особых условий и методов управления, игнорирование которых может привести к уходу креативного сотрудника и сокращению креативного потенциала компании. С выходом на работу сотрудников поколения Y вопрос об удержании креативного персонала стоит достаточно остро, поскольку, согласно теории поколений, высокая мобильность — одна из характерных черт его представителей. Исследование является поисковым и направлено на изучение аспектов удержания креативных работников в контексте теории поколений. На основе проведения сравнительного анализа крупных международных научных исследований, а также результатов интервью с менеджерами креативных команд выделяется ряд факторов, которые влияют на удержание сотрудников креативного класса поколения Y, — профессиональное и личностное развитие, атмосфера внутри коллектива, чувство собственной значимости, финансовая стабильность и интерес к рабочим обязанностям. Выявленные факторы легли в основу анкеты, с помощью которой был проведен опрос двух категорий респондентов — креативных работников и работников сферы продаж. С помощью t-критерия сравнения независимых выборок частично подтверждена гипотеза о том, что факторы удержания креативного и некреативного персонала отличаются. Также установлено, что представления менеджеров о факторах удержания креативных сотрудников поколения Y отличаются от мнения самих креативных работников. Понимание руководителями факторов удержания креативных сотрудников поколения Y может стать основой эффективной кадровой политики и минимизировать риск ухода таких сотрудников из организации.
В инновационной экономике креативность является одним из важнейших факто-
ров развития конкурентоспособности. Однако креативный труд требует наличия осо-
бых условий и методов управления, игнорирование которых может привести к уходу
креативного сотрудника и сокращению креативного потенциала компании. С выходом
на работу сотрудников поколения Y вопрос об удержании креативного персонала стоит
достаточно остро, поскольку, согласно теории поколений, высокая мобильность — одна
из характерных черт его представителей. Исследование является поисковым и направле-
но на изучение аспектов удержания креативных работников в контексте теории поколе-
ний. На основе проведения сравнительного анализа крупных международных научных
исследований, а также результатов интервью с менеджерами креативных команд выде-
ляется ряд факторов, которые влияют на удержание сотрудников креативного класса
поколения Y, — профессиональное и личностное развитие, атмосфера внутри коллек-
тива, чувство собственной значимости, финансовая стабильность и интерес к рабочим
обязанностям. Выявленные факторы легли в основу анкеты, с помощью которой был
проведен опрос двух категорий респондентов — креативных работников и работников
сферы продаж. С помощью t-критерия сравнения независимых выборок частично под-
тверждена гипотеза о том, что факторы удержания креативного и некреативного персо-
нала отличаются. Также установлено, что представления менеджеров о факторах удер-
жания креативных сотрудников поколения Y отличаются от мнения самих креативных
работников. Понимание руководителями факторов удержания креативных сотрудников
поколения Y может стать основой эффективной кадровой политики и минимизировать
риск ухода таких сотрудников из организации.
Современная система высшего образования предполагает активное внедрение практико-ориентированного подхода, который основан не только на образовательном процессе, но и на формировании личности студента. Реализация практико-ориентированного подхода подразумевает получение студентами не только практических, но и социальных компетенций, которые необходимы им для будущей профессиональной деятельности. На сегодняшний день в НИУ ВШЭ проектная деятельность представлена как отдельный вид образовательной деятельности студентов в рамках образовательной программы, за которую начисляются зачетные единицы, предполагающие собственные формы организации и контроля. Проектный семинар является учебной формой организационной и образовательной поддержки проектной деятельности. Напрямую проектный семинар не относится к формам реализации проектов, но он имеет целью сформировать у студентов проектные компетенции, навыки проектного взаимодействия и управления проектами. Практика реализации проектного семинара на программах бакалавриата началась с 2014 г., на программах магистратуры – с 2018 г. Данное исследование посвящено анализу практики проектной работы студентов бакалавриата на образовательных программах экономического профиля. Исследование построено на анализе НИУ ВШЭ – Пермь, в нем приняли участие 117 респондентов, из которых 8 преподавателей (ответственные за проектный семинар), 5 представителей заказчиков (предложивших студентам 12 проектов) и 104 студента разных курсов (выборка соответствует доверительной точности 95 % и погрешности 10 % при генеральной совокупности 983 студента).
Исследовательский вопрос. С 2014 г. в НИУ ВШЭ реализуется особая практика проектно-ориентированного обучения на бакалаврских программах, которая заключается в реализации проектов и проектного семинара и вовлечении студентов программ в реализацию практических (прикладных проектов). Данная практика имеет методическое обеспечение в виде локальных нормативных актов, но по факту достаточно широкие возможности для образовательных программ по особенностям реализации. При этом в процесс реализации данной практики включено большое количество участников, поэтому для выявления общих выгод и трудностей в реализации такого подхода мы и провели данное исследование. Соответственно, цель исследования – оценить практику внедрения проектно-ориентированного обучения на примере бакалаврских программ экономического профиля в НИУ ВШЭ – Пермь, выявить проблемы и определить пути совершенствования данного процесса.
Статья посвящена исследованию возможности применения концепциитерриториальной идентичности для проектирования устойчивых региональных туристских кластеров. В статье последовательно представлены результаты теретического анализа, по итогам которого определено содержание современныхподходов к данной проблематике, отражена внутренняя структура территориальной идентичности, описан механизм потенциальной взаимосвязи данного концепта и показателей устойчивости. На основе двух наиболее релевантных подходов, разработана авторская модель территориальной идентичности, позволяющая интегрировать данный конструкт в процесс проектирования региональных туристских кластеров. Данная модель была положена в основу авторской методики идентификации территориальных идентичностей и их применения для проектирования устойчивых туристских кластеров. Полученная модель была апробирована на примере Пермского края, для которого приведены рекомендации по дальнейшему развитию кластерной политики в туризме.
Статья содержит результаты эмпирического исследования, посвященного разработке универсального управленческого инструмента в области взаимодействия с такими стейкхолдерами социальных проектов как инвесторы и организаторы проектов. Управленческий инструмент представлен в виде эталонной модели коммуникационного ландшафта с методическими рекомендациями по ее использованию. Эмпирическую базу исследования составили 5356 социальных проектов России и Пермского края, серия глубинных интервью с организаторами социальных проектов, данные опроса более чем 150 респондентов-участников процесса привлечения инвестиций в социальные проекты. Важно подчеркнуть, что практическое применение универсального управленческого инструмента позволяет комплексно решать задачи по привлечению инвесторов в социальные проекты, учитывая индустриальные, региональные, типологические и иные особенности участников инвестиционного процесса, формируя при этом действенные атрибуты инвестиционного бренда, среди которых: индивидуальный подход к разработке инвестиционного предложения, «личные истории», отражающие социальные ценности проекта, репутационные и иные выгоды инвесторов. Более того модель коммуникационного ландшафта может лечь в основу создания цифровой платформы, ориентированной на аккумулирование существующего многообразия социальных проектов конкретной территории и решение стратегических задач по управлению ключевыми стейкхолдерами в рамках индустрии социальных проектов.
Российский сектор высшего образования может рассматриваться как турбулентная среда. В качестве основных задач, стоящих перед современным высшим образованием, выступают такие вызовы, как снижение государственного финансирования, интеграция российских вузов в международную систему высшего образования и изменение структуры конкуренции за преподавателей и студентов на глобальном рынке. Эти современные тенденции дополняются факторами перехода к Болонскому процессу и существенного изменения формата обучения в бакалавриате и магистратуре. Кроме этого, в образовательный процесс активно вовлекаются работодатели, которые все чаще выдвигают требования по подготовке «готовых к работе» выпускников, что также накладывает определенные обязанности на вузы. В качестве дополнительных вызовов современного высшего образования хотелось бы отметить изменение требований к преподавателям: они должны совмещать преподавание с исследовательской деятельностью, а не просто транслировать чужие наработки студентам. Существенно меняется также формат предоставления образовательной услуги за счет внедрения современных технологий, информатизации учебного процесса, активное включение в учебный процесс онлайн-дисциплин или дисциплин формата «blended learning». Все указанные изменения должны учитываться в деятельности образовательного учреждения. В данной статье рассматриваются вопросы организационной культуры, лидерства и поведенческих навыков преподавателей в позиции академического руководителя, а также ресурсное обеспечение, необходимое для выполнения этих функций. Исследование построено на анализе НИУ ВШЭ, в исследовании приняло участие 77 академических руководителей образовательных программ бакалавриата и магистратуры, что составляет 34,5 % от общего количества программ (в настоящее время в НИУ ВШЭ реализуется 72 образовательные программы бакалавриата и 151 образовательная программа магистратуры). Исследовательский вопрос. С 2014 г. в НИУ ВШЭ реализуется модель обучения по образовательным программам, во главе которых стоит академический руководитель. Однако данная функция прописана в документах в достаточно обобщенном виде и, скорее всего, по-разному понимается каждым из руководителей. Соответственно, цель исследования – оценить практику внедрения функционала академического руководителя на примере НИУ ВШЭ, выявить проблемы и определить ролевые модели академических руководителей на основе модели интегрированных конкурирующих ценностей.
В качестве новизны следует выделить адаптацию концепции конкурирующих ценностей при разработке ролевой модели академического руководителя образовательной программы университета на основе исследования его функционала, ресурсного обеспечения и степени вовлеченности в управленческие процессы.