Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
614070 Пермь
г. Пермь, Бульвар Гагарина, 37
oisopeskul@hse.ru
Бульвар Гагарина 37, 216
тел. 205-52-40
SKRudnik@hse.ru
Бульвар Гагарина, 37-215
тле. 205-52-40
Факультет экономики, менеджмента и бизнес–информатики НИУ ВШЭ − Пермь был основан в сентябре 2015 года путем объединения факультетов экономики, менеджмента и бизнес-информатики.
Кощеев Д. А., Исопескуль О. Ю.
М.: ИНФРА-М, 2020.
Кощеев Д. А., Исопескуль О. Ю.
Географический вестник. 2022. № 4(63). С. 115-134.
Kotomina O., Tretyakova E.
In bk.: E3S Web of Conferences. Volume 208. First Conference on Sustainable Development: Industrial Future of Territories (IFT 2020). Iss. 208. 2020.
Kotomina O., Prakhov I., Sazhina A.
Education. EDU. Высшая школа экономики, 2019. No. 53/EDU/2019.
30 марта открывается регистрация на майноры — дополнительные образовательные профили, позволяющие студентам получить знания и навыки вне их основной образовательной программы. Впервые эту систему примерят на себя нынешние первокурсники. Майноры будут реализованы на втором и третьем курсе их обучения. О том, что это такое, рассказывает проректор ВШЭ Сергей Рощин.
В 2014 году Высшая школа экономики перешла на новую образовательную модель бакалавриата. Безусловно, по-прежнему, основная часть программы ориентирована на формирование профессиональных знаний, умений и компетенций по образовательному направлению, на которое студент поступил. Однако помимо нее в программе выделяется, дополнительный профиль, который по аналогии с международными образовательными программами назвали майнором. Причем содержательно майнор может быть никак не связан с основным направлением обучения. Например, математик может выбрать майнор по экономике, социолог — по политическим наукам, дизайнер — по прикладной математике и так далее. Такой профиль занимает менее 10% образовательной программы, но тем не менее дает вполне четкое представление о новой профессиональной области.
Новая система организации образовательной программы касается тех студентов, которые поступили на первый курс в 2014 году. Сейчас, когда они заканчивают первый курс, мы предлагаем им список майноров, дисциплины которого ребята будут осваивать на втором и третьем курсе.
В чем выигрыш?
Современный рынок труда в различных профессиональных областях, как правило, требует от работника междисциплинарной, широкой подготовки. Для того чтобы добиться успеха, сегодня надо быть не только первоклассным специалистом в своей узкой области, но и иметь представление о других сферах деятельности. Например, для построения успешной профессиональной карьеры экономиста надо не только владеть бизнес-процессами и технологиями. Пользу могут принести и дополнительные компетенции, например, юридические знания, инструментальные умения, такие как программирование или анализ данных, полезной может оказаться и более широкая гуманитарная подготовка, позволяющая работать с текстами, и знания в области дизайна. Именно на расширение возможностей наших выпускников и нацелено введение такой части образовательной программы как майнор.
Структура, условия и сроки запуска майноров
Каждый майнор включает в себя четыре дисциплины. Две изучаются на втором курсе, еще две — на третьем. В этом году для московского кампуса мы предлагаем 26 майноров, в трех других кампусах Вышки — 5-6 майноров. С учетом выбора студентов этого года список майноров для будущего второго курса будет уточняться и дополняться.
Никаких ограничений по выбору у студентов нет, кроме одного — нельзя выбирать майноры, которые совпадают с основной образовательной программой. Экономисты не могу выбирать экономику, философы — философию, социологи — социологию и так далее. Также студенты имеют возможность выбрать свободный майнор, который формируется из отдельных дисциплин, входящих в разные майноры при условии, что эти дисциплины не требуют пререквизитов, т.е. предварительного освоения того или иного материала, не знакомого студентам.
Важно, что майнор не является факультативом. Майнор — это обязательная часть образовательной программы, с обязательной академической отчетностью, поэтому стоит отнестись к этому выбору ответственно. Майноры не создадут дополнительной нагрузки для студентов, так как весь учебный процесс выстраивается с их учетом.
В будущем мы планируем перевести некоторые майноры или часть дисциплин в рамках майноров в дистанционный формат, курсы типа MOOC, таким образом мы расширим возможности выбора студентов, онлайн-курсы будут доступны для студентов всех кампусов ВШЭ, москвичи смогут изучать дисциплины, разработанные в Перми, пермяки — курсы, которые идут в Нижнем Новгороде и т.п.
20 марта стартует информационная кампания, в ходе которой первокурсники смогут узнать о содержании обучения на конкретных майнорах. У каждого майнора есть куратор, который готов будет ответить на возникающие у ребят вопросы. Затем в период с 30 марта по 20 апреля студенты должны определиться с выбором майнора, записаться на него в системе ЛМС, с учетом этого будет формироваться программа обучения для каждого студента на следующий учебный год.
Личное мнение
На мой взгляд, майнор — это уникальная возможность расширить собственные профессиональные горизонты. У меня всегда был интерес к гуманитарному знанию, и когда я учился на экономическом факультете МГУ, я заходил на другие факультеты, в том числе, на свободные лекции филолог-классика профессора Козаржевского, и другие общие лекции. Мне трудно сказать, на какой майнор я бы пошел тогда — скорее всего на что-то гуманитарное, или юридическое, или на психологию. Вспоминая себя в момент обучения, могу сказать, что чувствовал, что эти знания были бы важным дополнением к тому экономическому образованию, которое я получаю. Тогда я не рассматривал как сверхактуальные знания по программированию, хотя сейчас, возможно, я бы дополнил свое образование хорошей подготовкой в области основ IT.