• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия науки

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль

Преподаватель


Каменских Алексей Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина преподается в blended-формате. В онлайн-курсе рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа. На семинарских занятиях есть возможность более углубленно обсудить рассмотренные темы, актуализировать их с точки зрения образовательных программ обучающихся.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов комплексного представления о науке, её роли и функциях в системе культуры
  • Ознакомление с основными этапами развития науки
  • Дать умения и компетенции, связанные с поиском и использованием научной информации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в классических и современных концепциях философии науки, знает и может участвовать в обсуждении классических текстов.
  • Понимает внутреннюю взаимосвязь структурных уровней и форм научного знания, имеет представление об основных методах научного исследования
  • Знает об основных этапах развития науки, имеет представление о базовых концепциях и проблемах античной, средневековой, классической, неклассической и постнеклассической науки
  • Знает и может участвовать в обсуждении классических работ К. Поппера и Т. Куна
  • Имеет представление об актуальных проблемах современной науки
  • Знает историю развития техники – от техники в доиндустриальный период до современности; понимает взаимосвязь технического и социального прогресса
  • Имеет представление о ключевых концепциях технических наук и их философском базисе
  • Имеет представление о ключевых принципах социальной экспертизы в технике
  • Имеет представление об основных этапах становления философии техники, владеет концептуальным аппаратом современной философии техники
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 6. Техника как объект исследования. Понятие техносферы
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 7. Технические знания, этапы развития технических знаний
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 8. Технические науки, теория в технических науках
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 9. Социальная экспертиза и социальная ответственность в технике
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Прохождение контрольных точек онлайн курса
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Письменный экзамен + 0.3 * Прохождение контрольных точек онлайн курса + 0.3 * работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Рузавин, Г.И. Философия науки: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И. Рузавин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 400 с. - ISBN 978-5-238-01291-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028837
  • Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей / Мареева Е. В., Мареев С. Н., Майданский А. Д. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 332 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Аспирантура) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010333-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/540980

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История и философия науки: учеб. пособие / Э.В. Островский. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 324 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/754490
  • История и философия науки: Учебное пособие / М.В. Вальяно; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-269-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/244728
  • История и философия науки: Учебное пособие / Островский Э.В. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 328 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9558-0283-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/369300
  • Яскевич Я.С. - ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 315с. - ISBN: 978-5-534-05194-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-nauki-v-2-ch-chast-2-421602