• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Моделирование и анализ бизнес-процессов

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе проведения курса у студентов формируются умения и навыки моделирования и анализа бизнес-процессов в целях решения прикладных задач в области бизнес-информатики. Теоретическая часть дисциплины реализуется в традиционном или онлайн формате (в случае межкампусной реализации) лекционных занятий с активным использованием различных форм командной работы при разборе и анализе практических бизнес-кейсов. Освоение материала теоретической части курса проверяется и закрепляется в рамках практических занятий в компьютерном классе и выполнением самостоятельной работы, в том числе в дистанционном формате.В случае межкампусной реализации также возможен полностью онлайн формат семинарских/практических занятий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение теоретических знаний о деятельности организации как системе процессов на основе концепции Business Process Management, методологиях и инструментах моделирования и анализа бизнес-процессов
  • Изучение основ управления сложными системами в их взаимосвязи с внешней и внутренней средой
  • Получение практических умений и навыков по моделированию и анализу бизнес- процессов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Использует терминологию процессного управления Определяет цели и метрики бизнес-процессов • Применяет кросс-функциональные диаграммы и метод SIPOC для описания бизнес-процессов • Применяет основные понятия и принципы моделирования деятельности организаций различных отраслей • Распознаёт особенности функциональной, процессной и проектной модели управления в деятельности организации • Строит и анализирует матрицу ответственности (RASCI) для бизнес-процесса
  • • Владеет методами документирования деятельности организации • Выделяет в системах связи • Идентифицирует системы различной природы • Создаёт модели организационных структур
  • • Идентифицирует и классифицирует ошибки бизнес-процессов, предлагает способы их исправления • Находит и исправляет ошибки в диаграммах ЕРС и BPMN2.0. • Анализирует причинно-следственные связи с использованием диаграммы Ишикавы • Применяет качественные и количественные методы анализа бизнес-процессов Формулирует цели и методы анализа бизнес-процессов
  • • Применяет основные понятия и принципы моделирования деятельности организаций различных отраслей • Создаёт модели бизнес-процессов верхнего уровня • Создает модели в нотации BPMN2.0. и адекватно использует объекты, элементы нотации на разных уровнях моделирования процессов • Строит eEPC-диаграммы для моделей бизнес-процессов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Организация как система
  • Основы управления бизнес-процессами
  • Методологии моделирования деятельности организации
  • Методы анализа и совершенствования бизнес-процессов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практические задания на семинарах
    ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа студентов организуется в виде заданий на моделирование различных предметных областей деятельности организации по кейсам: процессов верхнего уровня в нотации VAD, процедур в нотациях EPC, BPMN и др. • Кейсы разрабатываются заранее преподавателями дисциплины. При этом каждая группа получает собственный кейс или предметную область в рамках одного кейса. • Задания выполняются в соответствии с дедлайнами, которые указываются преподавателями при информировании студентов. Как правило, результаты работы должны быть выполнены до конца занятия (семинара). Тексты заданий загружаются в соответствующие каталоги в компьютерном классе и/или облачных сервисах, на усмотрение преподавателя. • Выполненные студентами задания также помещаются в каталоги отчетов и дублируются, при необходимости, на электронный адрес преподавателя, ведущего практические занятия. При загрузке студентами отчетов, а также при выдаче индивидуальных заданий, используются цифровые методы антиплагиата и недопущения списывания. • Возможна групповая работа на занятиях может проводиться в подгруппах по 3-4 человека (в этом случае все студенты одной подгруппы получают одинаковую оценку за задание). Работа в подгруппе может распределяться в виде проектных ролей: руководитель проекта, аналитик, консультант, разработчик и т.п. Данный вид выполнения задания заранее согласовывается с преподавателем, за три и более дня до назначения задания. В случае выполнения задания в подгруппах возможны однократные изменения проектных ролей студентами в рамках одного кейса. Например, в одной подгруппе студент является аналитиком, в другой – руководителем проекта. Такой вариант работы студентов в подгруппе обусловлен непредвиденными обстоятельствами, в том числе субъективной переоценкой студентом своих способностей в рамках той или иной роли, сложностью кейса, необходимостью дополнительного изучения специфики предметной области и получения подробной информации по предмету исследования и т.п. Более одного раза изменение ролей неэффективно, поскольку делает задание фактически невыполнимым из-за непонимания студентом своей идентичности в той или иной роли и большого объема работы. Кроме того, это может привести к демотивации других участников проекта и отсутствию полноценного решения кейса. Преподаватель также может рекомендовать студенту изменить ролевую позицию, если в качестве другой роли его эффективность и раскрытие творческого потенциала будут выше. • Для выставления итоговой оценки за групповую работу на занятиях берётся среднее значение за все выполненные работы. • Практическая работа может проводиться в компьютерных классах или на личных компьютерах студентов при использовании дистанционной формы обучения.
  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Контрольная работа проводится на лекциях или семинарах в виде письменного задания и/или теста, с использованием онлайн-инструментов или без (в простой письменной форме), по выбору преподавателя
  • блокирующий Экзамен (итоговая контрольная работа)
    Тест проводится онлайн. Часть вопросов может быть в виде открытых заданий, например, по анализу моделей.
  • неблокирующий Контрольная работа №2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.175 * Контрольная работа №1 + 0.175 * Контрольная работа №2 + 0.28 * Практические задания на семинарах + 0.37 * Экзамен (итоговая контрольная работа)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Долганова, О. И.  Моделирование бизнес-процессов : учебник и практикум для вузов / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова ; под редакцией О. И. Долгановой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 322 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17914-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536465 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Каменнова, М. С.  Моделирование бизнес-процессов : учебник и практикум для вузов / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 534 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16695-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544948 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Моделирование бизнес - процессов : учебник и практикум для вузов, Долганова, О. И., 2022

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Громов А.И. - отв. ред. - УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 367с. - ISBN: 978-5-534-03094-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-biznes-processami-sovremennye-metody-413070

Авторы

  • Горчаков Ярослав Витальевич
  • Шестакова Лидия Валентиновна