• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Путешествие из Перми в Нюксеницу: студенты-историки на антропологическом исследовании

Этим летом студентки образовательной программы «История» приняли участие в антропологической экспедиции, которая была организована преподавателями Петербургского кампуса НИУ ВШЭ. 12 студентов и 3 куратора отправились в небольшое село в Вологодской области, чтобы изучать самые разные стороны жизни в нём. Влада Семёнова (студентка 3 курса) и Дмитриева Полина (студентка 4 курса) поделились своими впечатлениями от поездки и рассказали о том, как была организована работа в поле, а также о дальнейших планах участников.

Путешествие из Перми в Нюксеницу: студенты-историки на антропологическом исследовании

Набор в экспедицию проводился для участников майнора «Социальная антропология», организованного Департаментом истории Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ. Для практики и освоения полученных знаний студентам было предложено поучаствовать в экспедиции и на месяц погрузиться в настоящее полевое исследование. Для многих это был первый опыт настолько длительного поля. В зависимости от выбранного направления исследования, студентов поделили на группы, для каждой из которой назначили соответствующего куратора. В первые дни шла адаптация к новому пространству, происходило знакомство с его жителями и ребята начинали формировать исследовательские вопросы.

Важную роль в формировании темы играл бэкграунд каждого участника. В экспедиции приняли участие студенты самых различных образовательных программ, это и «История», и «Филология», «Политология» и «Управление и аналитика в государственном секторе». И конечно же, подходы у всех оказались разные. Темы для исследования были разнообразными: справедливость, экология, малый и семейный бизнес, работа с молодёжью, церковь, память о войне, гендерные тематики, телесность, антропология смерти. Студентки Пермского кампуса тоже выбрали темы противоположного характера: Семёнова Владислава занималась работой полиции и средой местного полицейского участка, тогда как Дмитриева Полина изучала внешний облик пространства села, оформление приусадебных участков и придомовых территорий, сохранение традиционного понимания красоты дома и его трансформацию.

После того, как был определён первоначальный круг тем, ребята стали выходить в поле, искать информантов и договариваться об интервью. Каждый вечер проходила рефлексия в группах. Кураторы (Лидия Рахманова, Евгения Аброськина и Дарья Терешина) помогали студентам понять, куда дальше двигаться, что делать с полученным материалом, как его интерпретировать и, конечно, помогали пережить болезненные моменты «поля». 

Влада Семенова, студентка 3-го курса ОП «История»

А ещё в один из первых дней экспедиции мы отметили День этнографа, в который смогли пообщаться, хоть и дистанционно, с Николаем Ссориным-Чайковым, который вёл майнор, но, к сожалению, не смог принять участие в самой экспедиции. Он рассказал нам об истории праздника и дал напутствие в наше «поле». 

О целях экспедиции

Полина Дмитриева, студентка 4-го курса ОП «История»

Первые дни экспедиции были, наверное, самыми сложными, потому что ты знакомишься с огромным количеством новых людей. Это и участники экспедиции, которых ты видишь впервые (не учитывая год дистанционного обучения на майноре), и конечно, сами жители села. Но к счастью, с ребятами быстро получилось найти общий язык и темы для разговора. А в поле входить было сложно, непонятно, как объяснить людям свою исследовательскую позицию и зачем тебе вообще нужно знать что-то про их дом, ремонт и семью.

Влада Семенова:
Цель нашей экспедиции – попытаться собрать антропологический материал в настоящем «поле», используя при этом методы интервью, случайных разговоров на улице, а если, повезет, то провести и включенное наблюдение. Кроме того, каждый из нас вел свой полевой дневник, в который вносились все наблюдения из «поля», личные эмоции от проведенных интервью и анализ интервью и поведения информантов. Часть наших записей мы публикуем для отчетности, но большую часть антропологического материала мы, конечно же, оставляем только у себя, чтобы обеспечить максимальную анонимность и безопасность наших информантов.

Исследовательская группа в первые дни экспедиции. Студенты знакомятся с пространством села.
Влада Семенова

О сборе материала

Студентки поделились своими впечатлениями о «поле» и немного рассказали про трудности, с которыми столкнулись:

Влада Семенова:

Тема анонимности была крайне важна для моего исследования, так как я общалась с людьми, которые либо раньше работали, либо все еще работают в правоохранительных органах. Информация сама по себе противоречивая, порой шокирующая, и ее сохранение требует полной конфиденциальности информанта для его, а иногда и для своей безопасности. Контраст между опытом бывших и действующих сотрудников был настолько велик, что в непосредственном моменте экспедиции сузить тему было сложновыполнимым заданием. Но, в конце концов, в научной перспективе исследования определились два основных направления:
Первое раскрывает систему гендерных различий при работе мужчин и женщин в полиции, в  точности, разные точки зрения на обязанности и восприятие представителя органов правопорядка в зависимости от пола. А вторая изучает раскрытие «Теории Постправды» в действии на примере работы сотрудников полиции, которые выполняют свою работу не потому что хотят ее выполнять, а потому что кроме них выполнять ее просто некому .

Полина Дмитриева:

Моя тема исследования возникла спонтанно. Конечно, мы перед поездкой обговаривали, чем хочется заняться, но если ты не видел поля, то никогда не знаешь заранее, что там обнаружишь. Я ехала с мыслями или найти места, которые стали стихийными местами рекреации местных жителей, или посмотреть на стритарт, как молодёжь обживает пространство улиц, использует ли для выражения своих эмоций и мыслей. Но как оказалась, места рекреации почти все стихийные, так как в селе нет мест, где люди бы могли отдыхать, а стритарт существует лишь в форме тегов, причем не многочисленных. Это, конечно, тоже поводы для размышления о том, почему так получается. Но в поле я для себя нашла ещё одну тему - внешний облик села, вид домов, традиционность их оформления или новые представления о том, как выглядит красивый дом. С этой темой я и вошла в поле, брала интервью в примечательных домах. Также я попыталась собрать материал по трансформации облика села с течением времени. Интервью всегда легче начинать с самого человека, поэтому я собрала и несколько биографических интервью, в каждом из которых, неожиданно для меня, обнаружилась тема раскулачивания. Оказывается, в этом регионе раскулачивание было массовым и очень жестоким. Эта тема тоже интересует меня, но уже не как антрополога, а как историка. Некоторые люди почти ничего не знают о своих репрессированных родственниках, так как эта тема замалчивалась, и я помогаю им восстановить и найти эти сведения.
В общем-то, моё поле получилось довольно насыщенным, сейчас я нахожусь на этапе концептуализации собранного материала .

Перспективы исследования

Материалы экспедиции никуда не пропадут, а будут только обогащаться и более глубоко анализироваться в рамках группового проекта на 2021-2022 учебный год. Также, существует возможность использовать ценнейший опыт поездки для Honours Thesis в для Honours Track - большого, серьезного проекта на написание собственной научной статьи для тех, кто задумывается о пути социального антрополога. 

Полина Дмитриева:

В начале сентября мы ещё раз очно встретились с ребятами, но уже в Петербурге, чтобы обсудить дальнейшие перспективы и проекты, которые мы можем сделать по результатам экспедиции. Возникло несколько интересных идей, которые, надеюсь, удастся воплотить. И конечно, будем работать над полевым материалом и писать статью.

Влада Семенова:

И для нас с Полиной, это продуктивное, продолжительное и очень богатое на эмоции приключение еще не закончено. Мы будем продолжать двигаться в выбранных нами направлениях, углубляя и расширяя свои аналитические заметки

Эмоции от поездки

Полина Дмитриева:

Антропологическая экспедиция - новый и крутой опыт для меня! Я очень рада, что смогла принять в ней участие, освоить новые методы исследования, попасть в интересную обстановку и, надеюсь, сделать что-то полезное. Быть антропологом это сложно. Все интервью ты «пропускаешь через себя», к каждому информанту проникаешься, особенно в биографической части. А помимо интервью есть ещё опыт попадания в разные другие среды, мы, например, каждую среду ходили на репетиции в Центр Традиционной Народной Культуры, танцевали старинные танцы и пели старинные песни. Всех этих людей ты запомнишь. Но это не только сложно, но и очень интересно, весело и душевно, благодаря людям, с которыми ты сюда приехал

Влада Семенова:

Лично для меня эта экспедиция стала не только удивительным путешествием, но и серьезным испытанием. Несколько интервью в день давались тяжело, поэтому приходилось распределять нагрузку как можно более равномерно. Другая проблема была в том, что выбранная мною тема сама по себе казалась ангажированной. Но когда я вошла в это поле и начала просто разговаривать с людьми, узнавая, насколько порой разными бывают человеческие судьбы, хотелось продолжать работать дальше несмотря ни на что. Также, отдельную благодарность хочется высказать нашим кураторам, что всегда помогали справляться с трудностями поля и давали ценные советы по развитию темы. Это был прекрасный опыт, который еще надолго останется в памяти приятными воспоминаниями и связями с людьми, с которыми меня, играючи, свела судьба