• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История Африки Новейшего времени

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
5-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В современном мире страны Африки занимают все более значимое место в системе международных и экономических отношений. Демографическая динамика, перенаправление миграционных потоков способствуют тому, что странам Запада приходится вырабатывать принципы взаимоотношения с народами Африки не только на межгосударственном, но и на внутригосударственном уровне. Ни одна долгосрочная прогностическая модель развития современного мира уже не может не учитывать роль стран Африканского региона. Все это повышает интерес и актуальность тем, связанных с политическим, культурным и социальным развитием стран Африки. В ходе изучения курса студенты смогут познакомиться с основными особенностями развития стран Африки. Во-первых, они должны получить четкое представление о специфике перехода в странах Африки от традиционного общества к современному, в какой степени он был обусловлен внутренней динамикой социально-культурного и экономического развития, и в какой — внешними факторами. Во-вторых, выяснить — какую роль в эволюции африканского социума сыграл европейский колониализм. Студенты должны получить представление, в чем состоит специфика зависимого развития, как формировались отношения между центром и периферией в мировой колониальной системе. Важной составляющей данного курса является также изучение государственных идеологий и альтернативных концепций общественного и государственного устройства, получивших распространение в Африке в XX веке. Это поможет не только глубже понять специфику «африканского менталитета», но и понять принципы, на которых выстраивается межкультурный диалог в современном мире
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с основной проблематикой, ключевыми понятиями и историографией истории Африки в XX веке, а также с основными типами источников по истории этого региона.
  • Сформировать у студентов навыки исследования неевропейских обществ и познакомить их с основами методическими подходами к анализу исторической проблематики этих обществ.
  • Способствовать формированию у студентов мировоззрения, чуждого европоцентризму и расизму
  • Сформировать умение использовать всю совокупность данных источников по истории Африки при решении аналитических задач в теоретических и практических исследованиях общего характера.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных историографических концепций и источников
  • Знание основных концепций и теорий развития африканских обществ, умение проводить их компаративный анализ.
  • Знание основных событий, умение анализировать исторические процессы.
  • Знание основных событий, умение анализировать политические процессы.
  • Знать периодизацию, уметь анализировать исторические процессы.
  • Умение оперировать историческим и фактами, понимание процессов политической и социальной трансформации.
  • Умение оперировать историческим и фактами, понимание процессов социальной трансформации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Африка во всемирной истории: роль и значение.
  • Тема 2. Источники и историография.
  • Тема 3. Колониальный державы и особенности процесса деколонизации в Африке.
  • Тема 4. Становление независимых государств в Африке в 1960-1970-е гг.
  • Тема 5. Страны Африки и холодная война
  • Тема 6. Режим апартхейда и борьба против него в Южной Африке (1948-1994)
  • Тема 7. Страны Африки в 1980-2000е гг.: новые вызовы и поиски путей развития.
  • Тема 8. Африка и Россия: основные этапы отношений. Африка в истории России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе по телевизионному документальному сериалу BBC (реж. и автор Али Мазруи) «The Africans: A Triple Heritage»
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История стран Азии и Африки после Второй мировой войны в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / С. И. Лунёв [и др.] ; под редакцией С. И. Лунёва. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 428 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03131-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433151 (дата обращения: 28.08.2023).
  • История стран Азии и Африки после Второй мировой войны в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / С. И. Лунёв [и др.] ; ответственный редактор С. И. Лунёв. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 256 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03133-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434087 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Соколов, А. Б.  История исторической науки. Историография Новой и Новейшей истории : учебник для академического бакалавриата / А. Б. Соколов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 309 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-07181-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437269 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Pax Africana : континент и диаспора в поисках себя : сб. науч. ст., , 2009
  • Имперский вопрос - национальный ответ : сб. науч. ст., , 2009
  • История Тропической и Южной Африки в Новое и Новейшее время : учеб. пособие, Балезин, А. С., 2010
  • Источниковедение : учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.] ; под ред. А. В. Сиренова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03318-2
  • Мир в XX веке, , 2001