Паспорт образовательной программы
38.03.02 Менеджмент
Нет
4 года 
Очная форма обучения, 240 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
Образовательная программа (далее – программа или ОП) «Менеджмент в креативных индустриях» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать профессиональные задачи управления в креативных индустриях, владеющих современными методами и инструментами (в том числе цифровыми), способными работать в творческих проектах и руководить командами при создании креативных продуктов.
Необходимость в перечисленных выше специалистах диктуется растущей значимостью и перспективами развития креативного сектора экономики в целом и особенностями отдельных креативных индустрий, в частности. Креативная отрасль испытывает потребность в сотрудниках, обладающих междисциплинарными компетенциями как в социокультурной сфере, так и в сфере эффективного управления. Качество управленческих решений становится залогом успеха как проектной деятельности в креативной сфере, так и стабильной работы всех культурных институций.
Программа дает возможность получить базовые компетенции в области экономики, финансов, маркетинга, планирования, анализа данных и программирования, а также позволяет изучить и понять специфику различных творческих сфер. Программа в междисциплинарном формате объединяет творческое мышление, аналитический подход, информационные технологии, управленческую теорию и проектную практику в области поддержки и развития креативных индустрий.
На выпускников образовательной программы есть запрос со стороны:
- властей Пермского края (и других регионов) как на специалистов с управленческими компетенциями и знанием региональных особенностей для масштабирования социально значимых проектов Прикамья в сфере культуры и инноваций;
- организаций сферы культуры и искусства как на профессионалов со знанием аналитических, маркетинговых, финансовых, управленческих основ в сфере креативных индустрий;
- бизнеса ввиду роста онлайн-потребления контента и потребности представления информации с помощью мультимедиа, популярности онлайн-сервисов и изменение способов восприятия информации во всех сферах деятельности;
- организаций и предприятий сфер ИТ, образования и индустрии впечатлений как на членов проектных и продуктовых (мобильных) команд со смежными профессиональными компетенциями.
Выпускники программы имеют высокое конкурентное преимущество, обусловленное сочетанием уникальных интеллектуальных и творческих способностей и междисциплинарных профессиональных компетенций.
Основные конкурентные преимущества программы:
Основными конкурентными преимуществами программы являются:
- Практико-ориентированный формат обучения. Большой штат приглашенных преподавателей-практиков со значительным экспертным потенциалом (в т.ч. на федеральном уровне). Обучение проходит на основе реальных кейсов (международных, российских, региональных) при участии признанных специалистов приоритетных отраслей креативной экономики, способных профессионально декомпозировать свой опыт и интегрировать его в образовательный процесс.
- Сочетание проектного подхода и применения цифровых технологий. В рамках учебных курсов студенты будут работать над реальными проектами в креативных индустриях, используя методы анализа данных и современные цифровые инструменты для создания конкурентоспособных креативных продуктов.
- Акцент на междисциплинарном подходе в управлении креативными индустриями. Так, сочетание культурных основ, модных тенденций и передовых технологий (например, в формате коллабораций) рассматривается как эффективный инструмент формирования значимых социальных трендов.
- Формирование мобильных проектных команд с последующей интеграцией в реальные проекты в креативных индустриях. Мобильные проектные команды – это проектные команды, состоящие из участников, имеющих разные, дополняющие друг друга групповые роли и профессиональные компетенции (творческие, аналитические, управленческие, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д.), необходимые для разработки, управления и/или развития креативных проектов и продуктов под руководством преподавателей и практиков. Это позволит студентам получить опыт работы в условиях, максимально приближенных к реальной практике, и развить необходимые навыки для работы в современной креативной экосистеме. Часть МПК к окончанию обучения могут кристаллизоваться в постоянные кросс-функциональные команды или творческо-управленческие коллективы, способные решать любые задачи в сфере креативных индустрий, в том числе создавать, поддерживать и развивать креативные продукты. МПК могут быть также усилены компетенциями студентов образовательных программ других направлений (дизайн, ИТ, юриспруденция).
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.
Области профессиональной деятельности:
01 Образование и наука;
04 Культура и искусство;
06 Связь, информационные и коммуникационные технологии;
07 Административно-управленческая и офисная;
08 Финансы и экономика;
11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия;
40 Сквозные виды профессиональной деятельности.
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность и в других областях и (или) сферах при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
Выпускники ОП «Менеджмент в креативных индустриях» имеют возможность продолжить образование и в качестве дальнейшей образовательной траектории выбрать обучение в широкой магистратуре НИУ ВШЭ – Пермь на траектории «Менеджмент в индустрии впечатлений», либо на других магистерских программах НИУ ВШЭ, а также в магистратурах других университетов.
Основными работодателями для выпускников программы выступают:
- административные структуры города и края, их департаменты, связанные с регулированием деятельности креативных индустрий;
- консалтинговые компании, аналитические центры, проектные и исследовательские организации, патентные организации;
- организации сферы культуры и искусства;
- продюсерские медиа- и кинокомпании;
- арт-институции;
- медиа-коммуникационные и рекламные агентства;
- ивент-компании.
Конкурентоспособность выпускников ОП «Менеджмент в креативных индустриях» на рынке труда обеспечивается отличной от выпускников других вузов особенностью специального знания, позволяющего решать различные типы задач профессиональной деятельности, в том числе:
- информационно-аналитические и научно-исследовательские;
- социально-организаторские и организационно-управленческие;
- проектные и предпринимательские;
- технологические и творческие (креативные).
В результате обучения выпускник приобретает общий спектр профессиональных компетенций со специфической областью применения в креативных сферах. Профессиональные компетенции направлены на развитие умений создавать и управлять творческими (креативными) проектами и/или продуктами по разным направлениям креативных индустрий.
Перечень профессиональных компетенций выпускника:
ПК-1 Способен планировать, осуществлять и управлять бизнес-процессами и предпринимательской деятельностью в творческих (креативных) индустриях;
ПК-2 Способен организовывать внедрение современных цифровых технологий для создания (производства) и распространения товаров и услуг творческими (креативными) индустриями;
ПК-3 Способен развивать сотрудничество, формировать коллаборации в области творческих (креативных) индустрий;
ПК-4 Способен генерировать новые идеи, создавать новые продукты с использованием результатов творческой, интеллектуальной деятельности, повышать капитализацию нематериальных активов, оформлять и защищать результаты интеллектуальной деятельности;
ПК-5 Способен развивать и реализовывать предпринимательскую деятельность в соответствии со специализацией региона с учетом тенденций культурного и научно-технологического развития;
ПК-6 Способен проводить исследования сектора творческих (креативных) индустрий и проводить оценку условий и факторов, влияющих на состояние креативной экономики;
ПК-7 Способен анализировать и систематизировать действующие меры поддержки творческих (креативных) индустрий, в том числе с целью их применения в практике предпринимательской деятельности;
ПК-8 Способен создавать условия для производства, распространения и популяризации товаров и услуг творческих (креативных) индустрий;
ПК-9 Способен определять подходы к выбору бизнес-модели в творческих (креативных) индустриях;
ПК-10 Способен определять организационные и правовые параметры использования и коммерциализации культурных объектов и площадок;
ПК-11 Способен участвовать в создании инфраструктуры для творческих (креативных) индустрий;
ПК-12 Способен стимулировать творческую активность, самореализацию и трудоустройство в секторе творческих (креативных) индустрий.
Таблица. Профессиональные компетенции, соотнесённые с типами задач профессиональной деятельности, к выполнению которых готовится выпускник
|
Тип задач профессиональной деятельности |
Профессиональные компетенции |
|---|---|
|
Информационно-аналитические и научно-исследовательские |
ПК-6 |
|
Социально-организаторские |
ПК-11 ПК-12 |
|
Организационно-управленческие |
ПК-2 ПК-3 |
|
Проектные |
ПК-9 ПК-10 |
|
Технологические |
ПК-8 |
|
Творческие (креативные) |
ПК-4 |
|
Предпринимательские |
ПК-1 ПК-5 ПК-7 |
ОП бакалавриата «Менеджмент в креативных индустриях» реализуется в рамках направлений подготовки 38.03.02 «Менеджмент» и соответствует образовательному стандарту НИУ ВШЭ, утвержденному Ученым советом НИУ ВШЭ Протокол от 29.11.2019 No 15. Программа реализуется на базе Факультета социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ – Пермь. ОП ориентирована в первую очередь на целевую аудиторию Пермского края, близлежащих регионов Российской Федерации, а также стран ближнего зарубежья (страны Средней Азии).
Учебный план формируется исходя из принципа объединения дисциплин в предметные поля. Структура программы включает в себя следующие образовательные модули:
1. Профессиональный модуль (Major) формирует основу будущей профессиональной деятельности и состоит из базового профессионального и вариативного профессионального модулей.
1.1. Базовый профессиональный модуль включает дисциплины по предметным полям, предусмотренным образовательным стандартом направления подготовки «Менеджмент». Минимальный объем базового профессионального модуля составляет 84 зачетных единицы.
Дисциплины модуля:
«Микроэкономика» и «Макроэкономика» (предметное поле – экономика);
«Математика», «Теория вероятностей и математическая и статистика» (предметное поле – математика и статистика);
«Менеджмент: современные концепции и технологии», «Стратегический менеджмент» (предметное поле – общий и стратегический менеджмент);
«Финансовый и управленческий учет», «Финансовый менеджмент в креативных индустриях», «Фандрайзинг и грантрайтинг» (предметное поле – финансы и учет);
«Маркетинг», «Поведение потребителя» «Территориальный маркетинг и брендинг городов» (предметное поле – маркетинг и поведение потребителя);
«Организационное поведение», «HR-технологии в креативных индустриях», (предметное поле – организационное поведение и управление человеческими ресурсами);
«Управление проектами в креативных индустриях», «Операционный менеджмент и управление процессами», «Логистика и управление цепями поставок» (предметное поле – управление процессами и проектами, логистика и управление цепями поставок);
«Принятие управленческих решений и этика бизнеса» (предметное поле – принятие решений и этика бизнеса);
«Предпринимательство в креативной экономике» (предметное поле – предпринимательство);
«Лидерство и управление командой» (предметное поле – лидерство и командообразование);
«Коммуникационный менеджмент и Self-marketing», «PR и взаимодействие с масс-медиа» (предметное поле – коммуникации).
Базовый профессиональный модуль формирует основные компетенции будущего менеджера в креативных индустриях и позволяет студентам гибко и более осознанно выстраивать свою профессиональную траекторию в дальнейшем.
После прохождения базового модуля студенты обладают минимально-достаточными набором знаний и компетенций для выполнения проектных работ на базе компаний креативного сектора и работе по специальности.
1. Объем вариативного профессионального модуля составляет 85 зачетных единиц. В соответствии со спецификой программы студентом изучаются такие дисциплины как:
«Креативные индустрии: направления, тенденции, технологии»;
«Государственное регулирование креативных индустрий»;
«Продюсирование проектов в креативных индустриях»;
«Цифровые технологии в креативных индустриях»;
«Охрана интеллектуальной собственности в сфере креативных индустрий»;
«Эмоциональный сервис».
Изучение данных дисциплин формирует необходимые практико-ориентированные компетенции за счет привлечения большого количества представителей творческой сфере, имеющих огромный опыт теоретической и практической работы в сфере культурного менеджмента и креативных индустрий, обладающих уникальными авторскими программами и курсами.
2. Студент также имеет возможность изучать ряд дисциплин по выбору:
На 3м курсе:
«Театральный менеджмент: театры, перформансы, гастроли» (читается на английском языке);
«Основы арт- и экспо-менеджмента» (читается на английском языке);
«Креативные индустрии в современной Азии» (читается на английском языке).
На 4м курсе:
«Управление цифровым продуктом»;
«Цифровое искусство»;
«Производство аудиовизуального продукта»;
«Технологии медиапроизводства и медиамаркетинг».
Выбор дисциплин служит целям мобильного построения индивидуальных траекторий обучения, профессиональной ориентации и выбора специализации, углубленного изучения сфер(ы) профессиональных интересов, наработки необходимых прикладных навыков, а также, при необходимости, обеспечит оперативное изменение программы в зависимости от трендов развития креативных индустрий.
3. Вовлечение студентов в проектную деятельность предполагается выполнять на базе проектов, предлагаемых организациями и компаниями креативного сектора.
Ключевой элемент образовательного самоопределения студентов – проектный семинар «Креативное проектирование», предполагающий погружение студентов в различные сферы креативной деятельности. Реализация проектного семинара планируется с привлечением представителей креативных индустрий – партнеров НИУ ВШЭ – Пермь.
Научно-исследовательский семинар «Методы исследования в креативных индустриях» знакомит студентов с особенностями научно-исследовательской и аналитическо-консалтинговой работы и дает возможность выбрать в качестве выпускной квалификационной работы наряду с проектной работой научно-исследовательскую работу.
Проекты направлены на формирование углубленного видения и понимания особенностей функционирования различных креативных индустрий. Проекты могут быть реализованы как индивидуально, так и в группах. Участниками групп могут быть как непосредственно представители креативных индустрий в роли квалифицированных заказчиков, руководителей проектов, инвесторов, держателей креативных площадок, владельцев креативных продуктов и т.п., а также студенты других ОП, обладающие необходимыми компетентностными профилями (по направлениям дизайн, ИТ, юриспруденция и т.д.).
4. В рамках программы реализуется практическая подготовка. Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности.
В программе запланированы следующие виды практики:
- учебно-ознакомительная практика предполагает изучение особенностей различных креативных сфер;
- производственная практика, в рамках которой развиваются профессиональные компетенции, осваиваются технологические приемы работы в креативных индустриях;
- преддипломная практика направлена на разработку креативных проектов/ продуктов с определенной специализацией, а также подготовку ВКР.
Практика проходит либо в органах власти, регулирующих деятельность креативных индустрий, либо организациях сферы креативных индустрий, либо в специализированных организациях сферы искусства или культуры, либо в коммерческих компаниях креативных индустрий.
В процессе подготовки ВКР студент обобщает результаты проектной практики, а также итоги творческих проектов, выполненных в рамках практической подготовки при освоении дисциплин базового и вариативного профессионального модуля.
Подготовка и защита ВКР возможна в индивидуальном, групповом форматах, а также в составе мобильных проектных команд, либо создающих и развивающих креативные продукты, либо разрабатывающих и реализующих креативные проекты, либо коммерциализирующих существующие креативные площадки, с целью развития города/ региона / страны.
5. Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления.
6. Модуль «Английский язык» (Английский язык) направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке. Модуль направлен на формирование навыков владения английским языком не ниже требований уровня В2 по Общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком (CEFR) и способности продолжить обучение на уровне магистратуры или осуществлять профессиональное общение и деятельность на английском языке.
7. Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science) и приобретению компетенции применения этих технологий в профессиональной деятельности. Согласно образовательному стандарту направления 38.03.02 «Менеджмент» студенты сдают независимые экзамены по цифровым компетенциям: по цифровой грамотности, программированию и анализу данных. Предполагается освоение Python на базовом уровне.
8. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП. Модуль ГИА включает защиту ВКР.
Таким образом, для выпускника предусмотрена возможность получить квалификацию бакалавр по направлению 38.03.02 «Менеджмент» с возможностью специализации в области креативных индустрий или с планированием развития карьеры в роли менеджеров креативных проектов и/или продуктов в индустрии впечатлений.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Менеджмент в креативных индустриях»
