• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Философия» знакомит студентов с основными проблемами классической и современной философии. Главными задачами курса являются развитие у слушателей навыков самостоятельного критического мышления, привычки к рефлексии о наиболее важных мировоззренческих вопросах современности, способности обнаруживать неочевидные мировоззренческие проблемы и находить пути их решения. Курс начинается с прояснения вопроса о том, что такое философия как область исследований и образ жизни. Вторая часть курса посвящена знакомству студентов с основными областями современной философской мысли – онтологией, эпистемологией и философией науки, философией языка и сознания, философией действия, этикой, политической философией и философией истории. Курс будет интересен тем, кто хочет овладеть навыками критического мышления, интересуется вопросами о природе реальности, человека и этики. Этот курс создан как приглашение в современную философию.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Oзнакомление студентов со спецификой и важнейшими особенностями философии как самостоятельной формы мировоззрения
  • Рецепция идей и понятийного аппарата древневосточной, античной, средневековой, новоевропейской, русской и современной западной философии
  • Создание условий для овладения навыками самостоятельной работы с первоисточниками
  • Знакомство с основными проблемами онтологии, гносеологии, психофизиологии (mind-body problem), этики, эстетики, философии истории, философской антропологии, аксиологии, социальной философии, философии языка, футурологии
  • Формирование у студентов способности ориентироваться в сложном и противоречивом комплексе проблем и направлений философского знания
  • Овладение навыками самостоятельного анализа различных дискуссий по философской проблематике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в классических и современных проблемах онтологии
  • Знает классические и современные проблемы и концепции философской гносеологии, участвует в дискуссии по проблемам теории познания
  • Владеет концептуальным материалом основных школ и направлений современной философии науки
  • Владеет концептуальным аппаратом современных семиотики и герменевтики
  • Разбирается в философских аспектах теории AI
  • Имеет комплексное представление о логических, этических и политико-философских аспектах философии свободы
  • Владеет концептуальным аппаратом базовых классических и современных политико-философских теорий
  • Имеет представление о комплексе философско-исторических проблем
  • Имеет представление о базовых категориях и проблемах философской этики
  • Владеет методом casual-study прикладной философской рефлексии
  • Способен к аксиологической рефлексии по поводу оснований собственного существования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Бытие, сущее и ничто. Что и как на самом деле существует?
    Тема 1. Предмет и специфика философского знания Тема 2. Проблема бытия Тема 3. Сущность и существование Тема 4. Пространство и время Тема 5. Существование внешнего мира
  • Раздел 2. Откуда и как я всё это знаю? Знание, мнение, обоснование
    Тема 6. Знание и мнение Тема 7. Мы и наши знания Тема 8. Знание и обоснование Тема 9. Является ли ИОМ знанием Тема 10. Парадоксы познания Тема 11. Источники и границы познания Тема 12. Проблема истины
  • Раздел 3. Наука, истина, рациональность. Чего не знают учёные?
    Тема 13. Наука в системе культуры Тема 14. Дедуктивно-номологическая модель научного знания Тема 15. Индуктивно-статистическая модель научного знания Тема 16. Рост и развитие научного знания Тема 17. Будущее науки
  • Раздел 4. Философия языка. Почему слова что-то значат
    Тема 18. Идеи и вещи Тема 19. Смысл и значение Тема 20. Язык как зеркало мира Тема 21. Язык как деятельность: языковые игры Тема 22. Слово как действие: речевые акты Тема 23. Гипотеза Сепира-Уорфа Тема 24. Теория порождающей грамматики
  • Раздел 5. Чего не могут роботы?
    Тема 25. Естественные вопросы об искусственном разуме Тема 26. Что такое интеллект? Тема 27. Тест Тьюринга, или Игра в имитацию Тема 28. Чего не достает имитаторам? Тема 29. Китайская комната Джона Сёрла Тема 30. Выходы из китайской комнаты Тема 31. Как машина становится доброй? Тема 32. Как жить в мире с моральными машинами?
  • Раздел 6. Как свобода становится проблемой?
    Тема 33. Детерминизм Тема 34. Альтернативные возможности Тема 35. Аргумент последствий Тема 36. Классики компатибилизма Тема 37. Современный компатибилизм Тема 38. Аргументы от манипуляции Тема 39. Классическое либертарианство Тема 40. Теория изначальной ответственности Тема 41. Аргументы от удачи Тема 42. Инкомпатибилизм и аргументы скептиков Тема 43. Как жить без свободы?
  • Раздел 7. Почему существует власть?
    Раздел 7. Почему существует власть? Тема 44. Идея власти у Аристотеля Тема 45. Маккиавелли и республиканская традиция Тема 46. Власть и "Левиафан" Томаса Гоббса Тема 47. Макс Вебер и проблема легитимности Тема 48. Власть и знание у Мишеля Фуко Тема 49. Политика в интерпретации феминизма Тема 50. Понятие власти в оптике неомарксизма Тема 51. Ханна Арендт и понятие тоталитаризма Тема 52. Идея разделения властей Тема 53. Демократия и тирания Тема 54. Понятие негативной свободы Тема 55. Либертарианская утопия
  • Раздел 8. Имеет ли история смысл?
    Тема 56. Изобретение "истории" Тема 57. История и идея прогресса Тема 58. Кто пишет историю? Тема 59. Критика европоцентризма Тема 60. Учение Гегеля об истории Тема 61. Интерпретация исторического процесса у Маркса Тема 62. Критика историцизма Тема 63. Идея аналитической философии истории Тема 64. Конструктивистские теории наций Тема 65. Трансгуманизм и философия истории
  • Раздел 11. Смысл человеческого существования. Что такое достойная жизнь?
    Тема 81. Человеческое достоинство. Само-волие и свое-волие Тема 82. Бунт как эскапизм или средство для утверждения новой морали? Тема 83. Благо-деяние. Парадоксы этики ненасилия. Тема 84. Жизнь как проблема и смерть как событие жизни. Тема 85. Стоит ли жизнь того, чтобы её прожить, или Счастлив ли Сизиф? Тема 86. Человек "обречён быть свободным"? Абсурд: ирония и пафос. Тема 87. Рациовитализм: "Я есть Я и мои обстоятельства"
  • Раздел 9. Сущность морального идеала. О чём говорят этики?
    Тема 66. Мораль и этика. Соотношение понятий. Тема 67. Что такое моральный идеал, благо, добро и зло? Тема 68. Консеквенциализм и деонтология Тема 69. Античная этика добродетели Тема 70. Иудео-христианская этика добродетели Тема 71. "Натуралистическая ошибка" традиционной этики и её современные альтернативы
  • Раздел 10. Прикладная этика. Чем философы могут помочь практикам?
    Тема 72. От концептуальной морали к решению практических задач Тема 73. Моральный выбор рационального субъекта Тема 74. "Выбор Софи" и "Вагонетка". Понятие нравственной дилеммы. Тема 75. Условия обособления прикладной этики и ее цель. Тема 76. Моральные принципы научного познания и академической дискуссии Тема77. Этические проблемы современной науки: био- и экоэтика. Тема 78. Особенности профессиональной морали. Тема 79. Деловая этика как проявление социальной ответственности бизнеса Тема 80. Понятие рациональной сделки Дэвида Готиера. Дилемма заключенного
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа: задания онлайн курса
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Письменный экзамен
    ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ "ЭКОНОМИКА", "ЮРИСПРУДЕНЦИЯ", "УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ", "БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА": Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга ВШЭ. Экзамен проводится на платформе Дистанционные испытания НИУ ВШЭ, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, пользоваться собственными конспектами (письменными конспектами в тетради; конспектами, распечатанными на листах; конспектами в электроном виде). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Письменный экзамен + 0.3 * Работа на семинарах + 0.3 * Самостоятельная работа: задания онлайн курса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бердяев Н. А. - ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 201с. - ISBN: 978-5-534-05320-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-svobody-441532
  • Ивин А. А. - ФИЛОСОФИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 287с. - ISBN: 978-5-534-08855-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-nauki-v-2-ch-chast-1-437514
  • Ивин А. А. - ФИЛОСОФИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 244с. - ISBN: 978-5-534-08857-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-nauki-v-2-ch-chast-2-437712
  • Марков Б.В. - Философия языка и коммуникации. Т. 1. Теории языка и коммуникации. Учебник - Русайнс - 2018 - 213с. - ISBN: 978-5-4365-2690-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930120
  • Марков Б.В. - Философия языка и коммуникации. Т. 2. Техники и медиакомуникации. Учебник - Русайнс - 2018 - 233с. - ISBN: 978-5-4365-2691-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931926

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Золотухина Е. В. - ЭТИКА 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 375с. - ISBN: 978-5-534-09215-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etika-427448
  • Ивин А. А. - АКСИОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 342с. - ISBN: 978-5-534-07703-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/aksiologiya-437438
  • Под общ. ред. Липского Б.И. - ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 313с. - ISBN: 978-5-534-09674-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ontologiya-i-teoriya-poznaniya-v-2-t-tom-2-osnovy-teorii-poznaniya-428323
  • Под ред. Вяккерева Ф.Ф., Иванова В.Г., Липского Б.И., Маркова Б.В. - ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1. ОСНОВЫ ОНТОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-03817-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ontologiya-i-teoriya-poznaniya-v-2-t-tom-1-osnovy-ontologii-437806
  • Последнее изобретение человечества: Искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens: Научно-популярное / Баррат Д., Лисова Н. - М.:Альпина нон-фикшн, 2016. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Искусственный интеллект) (Переплёт) ISBN 978-5-91671-436-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916060
  • Скворцов А. А. - ЭТИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-11971-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etika-446516