• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 614070, г. Пермь, бульвар Гагарина, 37, кабинет 313

Телефон: (342) 254-56-08

Руководство
Заведующий кафедрой Плотникова Евгения Григорьевна
Кафедра информационных технологий в бизнесе (Пермь): Специалист по учебно-методической работе Карпович Марина Валерьевна

Документы

Положение о кафедре (PDF, 113 Кб)

 

Книга
Логическое программирование

Петренко А. А., Суворов А. О.

М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2025.

Статья
Comparative Analysis of Requirements Prioritization Methods for Personalized Nutrition Web Applications

V.V. Lanin, Mozhegova A.

Proceedings of the Institute for System Programming of the RAS. 2025. Vol. 37. No. 5. P. 225-240.

Глава в книге
Development the reinforcement learning model for sources identification of H2S industrial emissions

Kychkin A., Chernitsin I., Vikentyeva O.

In bk.: 2025 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM). IEEE, 2025. P. 987-991.

«Я узнал, каково это — быть программистом»

В воскресенье, 14 октября, в Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялась Осенняя школа по программной инженерии «Extreme-программирование». Более 80 старшеклассников из Перми, Чусового, Кунгура, Соликамска, Верещагино, Звездного, Краснокамска познакомились с преподавателями кафедры информационных технологий в бизнесе и на один день почувствовали себя студентами Пермской Вышки.

После торжественного открытия Осенней школы академический руководитель образовательной программы «Программная инженерия» Ольга Викентьева познакомила школьников с преимуществами обучения в Пермской Вышке, рассказала об успехах студентов в научно-практической деятельности и на Чемпионате мира по спортивному программированию. Также Ольга Леонидовна объяснила ребятам, что такое программная инженерия и чем она отличается от классического программирования.

В рамках школы учащиеся 10-11-х классов посетили мастер-классы преподавателей кафедры информационных технологий в бизнесе, а также студентов и выпускников образовательной программы «Программная инженерия» НИУ ВШЭ – Пермь.

Алексей Кычкин рассказал старшеклассникам о разработке программ для Интернета вещей на основе аппаратной платформы Arduino, Александр Сухов провел для ребят деловую игру «Extreme-программирование», Марина Сахипова и Юлия Шучалова познакомили участников Осенней школы со своими разработками в распознавании образов. Студенты 2-го курса образовательной программы «Программная инженерия» Кирилл Грищук и Максим Шипицын представили школьникам свой проект — игру «Жизнь», в которой реализован генетический алгоритм для выбора наилучшего решения, с которой они в прошлом году выступали на студенческой конференции в НИУ ВШЭ – Пермь и заняли почетное первое место.


Кирилл Грищук, Максим Шипицын, студенты 2-го курса образовательной программы «Программная инженерия»

«Идея создания этого проекта родилась случайно: однажды вечером я (Максим) нашел на YouTube интересный ролик, в котором было показано применение генетических алгоритмов при решении практических задач. Мне захотелось попробовать написать нечто подобное, и мы вместе с Кириллом решились на создание игры «Жизнь». В том году на студенческой конференции эта работа заняла первое место, и Ольга Леонидовна предложила нам выступить с ней перед участниками Осенней школы.

Нам понравилось работать со школьниками: многие из них задавали вопросы, спрашивали об особенностях реализации игры — например, о языке разработки, перспективах ее развития и т.д. Если бы мы сейчас учились в старших классах, обязательно бы посещали такие мероприятия — на Осенней школе можно узнать все о той области, которая тебя интересует и это может стать вектором твоего поступления в университет».

После небольшого перерыва ребята по желанию разделились на две группы и выпускники образовательной программы «Программная инженерия» Алексей Чусовлянкин и Александр Смородов предложили старшеклассникам принять участие в игре «IT-менеджер», которую они написали в прошлом году, когда учились на 4-ом курсе. С помощью этой игры школьники смогли попробовать свои силы в управлении программным проектом. На мастер-классе у Владимира Морозенко школьники получили возможность освоить навык командного решения олимпиадных задач по программированию.

В завершение Осенней школы по Extreme-программированию Ольга Викентьева поблагодарила всех гостей за участие в мероприятии и пожелала успехов при поступлении в университет.

Мы ничего не делали специально для этого дня, а попытались показать ребятам те проекты, которые действительно реализуются при участии студентов нашей образовательной программы: это и проект «Умный дом», связанный с управлением киберфизическими системами, которым руководит Алексей Кычкин, и олимпиадное программирование, занятия по которому проводит Владимир Морозенко, и студенческая конференция, и  компьютерная игра по управлению ИТ-проектами, разработанная студентами 4-го курса под руководством Михаила Плаксина для дисциплины «Введение в программную инженерию».

Я надеюсь, что ребятам понравились мастер-классы, и нам удалось показать достаточно интересные моменты из жизни наших студентов.

Викентьева Ольга Леонидовна
Академический руководитель образовательной программы «Программная инженерия»

Дмитрий Борийко, ученик 10-го класса МАОУ «СОШ № 59», г. Пермь

На это мероприятие меня позвал один мой друг. Нам было интересно узнать что-то новое и попробовать себя в решении задач по программированию. Сейчас я выбираю образовательное учреждение, в которое я буду поступать после 11-го класса, поэтому сейчас стараюсь посещать такие мероприятия чаще, чтобы больше узнать о пермских вузах. Сегодня в НИУ ВШЭ – Пермь за один день я понял, какого это — быть программистом и понял, что хочу развиваться в этом направлении и дальше.