Семинары НУГ по исследованию государственных закупок
Семинары
Семинар №1 "Установочная встреча участников НУГ"
17 января 2024 года в Пермском кампусе НИУ ВШЭ прошла первая встреча научно-учебной группы по исследованию государственных закупок. На первом семинаре НУГ руководитель группы Дмитрий Викторович Кашин представил подробный доклад о целях и задачах проекта "Эмпирический анализ государственных закупок инновационной продукции в РФ", а также рассказал об особенностях закупок инновационной продукции, о государственных приоритетах и описал предполагаемые результаты проекта.
Дмитрий Викторович представил подробный план работы НУГ на ближайший год. Участники группы обсудили распределение обязанностей, и теперь каждый участник в деталях понимает, какие действия он выполняет в рамках НУГ и в какие сроки.
Участники НУГ обсудили возможность подачи заявок на различные конференции, ближайшие из которых пройдут уже весной 2024 года.
Семинар №2 "Закупки готовой инновационной продукции и закупки стратегических инноваций: обзор существующих подходов в России и за рубежом"
7 февраля 2024 года в НИУ ВШЭ-Пермь состоялся второй семинар Научно-учебной группы по исследованию государственных закупок. На встрече НУГ студенты и руководитель обсудили первые научные результаты работы каждого члена коллектива.
- Участники изучили более 50 зарубежных и отечественных источников в сфере закупок инновационной продукции (Public Procurement of Innovations), обсудили работы авторов, наиболее цитируемых в этой области исследований, а также методы и подходы, которые наиболее часто используются в научных статьях по теме проекта;
- Проанализировали, какими нормативно-правовыми актами (НПА) регулируются инновации в России, в каких НПА есть указание закупать инновационную продукцию, какие критерии инновационности продукции установлены российским законодательством;
- Выгрузили и обработали более 830 тысяч закупок из открытой базы данных - Контур.Закупки, после обработки осталось более 60 тысяч уникальных электронных адресов заказчиков, которым в дальнейшем будет рассылаться анкета;
- Обсудили вопросы анкеты, разработанной для проведения масштабного онлайн-опроса российских государственных заказчиков. По результатам работы на данный момент составлено две разных анкеты по 15 вопросов в каждой. В рамках семинара участники НУГ обсудили, как можно улучшить анкету, и как ее валидировать у экспертов.
- Руководитель группы Дмитрий Викторович Кашин представил подробный доклад об инновационной продукции в целом, а также об особенностях государственных закупок данного вида продукции.
На семинаре присутствовал заместитель директора НИУ ВШЭ - Пермь по науке, эксперт в сфере государственных закупок - Елена Витальевна Шадрина. Елена Витальевна дала положительную оценку проделанной работы, а также дала полезные комментарии, которые непременно будут учтены участниками.
Кроме того, на семинаре проводилось активное обсуждение выступлений всех участников и были затронуты следующие вопросы:
- Можно ли относить программное обеспечение (ПО) к инновациям?
- С учетом нынешней обстановки, когда уходят зарубежные компании с российского рынка, можно ли считать что импортозамещение, т.е. создание собственного российского ПО будет относится к инновациям?
- Как грамотно отделять закупки инновационной продукции из за рубежа от закупок отечественной инновационной продукции?
Участникам группы предстоит разобраться с данными вопросами, результаты по изучению этой темы будут представлены на следующем семинаре.
Презентация с семинара
Семинар №3 "Государственные закупки для стимулирования инноваций: результаты анализа открытых данных"
28 февраля 2024 года в НИУ ВШЭ-Пермь состоялась третья встреча Научно-учебной группы по исследованию государственных закупок. На семинаре участники НУГ обсудили результаты работы каждого члена коллектива, а также разобрались с вопросами, оставшимися после второго семинара.
1. Участники углубились в анализ терминологии и обсудили различия между терминами НИР, НИОКР, инновационная и высокотехнологичная продукция;
2. Обсудили статьи за более ранние годы, начиная с 2010 и заканчивая 2023 годом (ранее на предыдущем семинаре анализировали только самые свежие статьи, не ранее 2020 года);
3. Обсудили приоритетные высокотехнологичные направления в РФ на период до 2035 года;
4. Детально рассмотрели нормативно-правовое регулирование закупок инновационной продукции, в частности следующие законы и подзаконные акты:
а) О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции (Закон № 223-ФЗ),
б) О Перечне конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р),
в) О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции требованиям законодательства (Постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1169);
5. Представили и обсудили расчеты, проведенные по выгрузке базы закупок НИОКР за последние шесть лет (с 2018 по 2023 год);
6. Представили результаты выгрузки реестров закупок инновационной продукции по регионам Российской Федерации и обсудили результаты предварительного анализа данных;
7. Руководитель НУГ Дмитрий Викторович Кашин обсудил со всеми участниками семинара проект первой статьи на тему "Государственные закупки инноваций: эмпирический анализ открытых данных".
Участники НУГ также нашли ответы на вопросы, оставшиеся с прошлого семинара:
Можно ли относить программное обеспечение (ПО) к инновациям? С учетом нынешней обстановки, когда уходят зарубежные компании с российского рынка, можно ли считать что импортозамещение, т.е. создание собственного российского ПО будет относится к инновациям?
Да, ПО можно относить к инновациям. На этапе разработки и создания это будет НИОКР, а как только будет выпущен прототип - станет готовой инновационной продукцией.
Как грамотно отделять закупки инновационной продукции из за рубежа от закупок отечественной инновационной продукции?
Инновационная продукция из дружественных стран для РФ входит в категорию той, закупки которой поддерживаются государством.
Презентация с семинара (обзор литературы Подгоренко Ю.П.)
Семинар №4 "Региональные реестры инновационной продукции и государственные закупки: есть ли взаимосвязь?"
13 марта 2024 года состоялся четвертый семинар Научно-учебной группы по исследованию государственных закупок. На встрече НУГ участники обсудили результаты анализа региональных реестров закупок инновационной продукции, а также узнали про то, в какой последовательности писать разделы научной статьи и что ожидают журналы от содержания каждого раздела статьи.
Одним из инструментов поддержки инновационной активности бизнеса на уровне субъектов РФ является создание реестров закупок инновационной продукции. Как наличие этих реестров связано с решениями государственных заказчиков о закупках инновационной продукции, и связано ли, на данный момент слабо изучено. На семинаре участник НУГ Анна Заворохина представила результаты поиска и анализа реестров инновационной продукции по всем субъектам РФ. По результатам работы Анна выяснила, что не все регионы официально размещают данные реестры, а также проанализировала количество позиций в каждом региональном реестре. Анна также представила результаты поиска позиций их реестра инновационной продукции Москвы (более 1000 позиций в реестре) в системе Закупки360. Поиск закупок выдал более 25 000 закупочных процедур, в которых закупалась продукция из реестра. Следующим этапом работ станет оценка эффективности для заказчиков (анализ экономии и количества участников) в этих закупках, а также планируется сопоставить результаты оценки эффективности закупок готовой продукции с уже проведенными расчетами по закупкам НИОКР.
Участник НУГ, Дилмурод Тиллашайхов, представил результаты анализа позиций планов закупок, размещаемых в ЕИС заказчиками, подпадающими под действие Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ. В частности, было показано какие позиции планов закупок публикуют в ЕИС заказчики, включенные в Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р "О Перечне конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства". Участники НУГ обсудили, что не все закупки, которые публикуют заказчики в планах закупок инновационной продукции можно однозначно отнести к инновационным. Изучению этого аспекта будут посвящены следующие семинары.
Руководитель НУГ, Дмитрий Кашин, рассказал участникам НУГ о структуре научной статьи, а также рассказал про наполнение каждого раздела статьи и про свой опыт публикации статей в ведущих российских и международных журналах. Участники НУГ в ближайшие недели планируют завершить работу над первой статьей, в которой будут описаны результаты анализа открытых данных о закупках готовой инновационной продукции и о закупках НИОКР. Презентация этой статьи состоится на следующем семинаре НУГ, который пройдет в начале апреля 2024 года.
Анализ позиций планов закупок
Семинар №5 "Опрос государственных заказчиков по закупкам инноваций"
9 апреля 2024 года состоялся пятый семинар Научно-учебной группы по исследованию государственных закупок. На встрече участники обсудили опросник о стимулах и барьерах при проведении государственных закупок инновационной продукции, по результатам которого в ближайшее время будет написана новая статья.
Участники НУГ валидировали опрос у экспертов, а также отправили анкету заказчикам из числа органов государственной, региональной, муниципальной власти, медицинских и образовательных учреждений, различных акционерных обществ. Наибольший интерес у участников обсуждения вызвали вопросы, посвященные определению типов организаций и уровня власти заказчика, а также классификации инновационной продукции по ОКВЭД. Часть вопросов была полностью переформулирована для простоты их понимания, а некоторые дополнены и доработаны. Кроме того, было принято решение отказаться от двух наименее информативных вопросов. В итоге была составлена анкета, прохождение которой не займет большого количества времени у заказчиков. Анализ результатов опроса позволит участникам НУГ выявить стимулы и барьеры к проведению закупок инноваций российскими заказчиками.
На следующем семинаре планируется обсудить предварительные результаты опроса, а также планы по представлению результатов следующей статьи.
Семинар №6 "Результаты опроса государственных заказчиков по закупкам инноваций"
7 мая 2024 года состоялся шестой семинар Научно-учебной группы по исследованию государственных закупок. На встрече участники обсудили результаты проведенного опроса заказчиков. Опрос был направлен на выявление стимулов и барьеров при проведении государственных закупок инновационной продукции.
Анкетирование проводилось в три волны. В первую волну опросник был разослан на 98 000 адресов заказчиков, которые ранее были выгружены при помощи сервиса Контур.закупки. Далее, во вторую и третью волны, с перерывом в несколько дней опросник был отправлен сначала тем, кто прочитал письмо, но не перешел по ссылке на опрос, а затем тем, кто не открывал письмо с опросом. Итоговая конверсия составила 1,8%, что является достаточно высоким показателем для подобных массовых онлайн-опросов.
Всего анкету заполнили 1836 человек. Из всех респондентов, прошедших опрос, 92% непосредственно занимаются закупками в своей организации. Более 7% знают особенности закупок и процедуру проведения. Лишь 1% опрошенных не имели никакого отношения к закупкам. Что касается территориального распределения заказчиков, большинство респондентов были из Центрального, Северо-Западного и Приволжского ФО (от каждого почти 20% опрошенных). Наименьшее количество респондентов были из Северо-Кавказского и Дальневосточного ФО.
Большинство респондентов были из бюджетных учреждений регионального уровня – более 20%. Чуть меньше респондентов – представители бюджетных учреждений муниципального и федерального уровней, автономных учреждений, а также органов местного самоуправления и казенных учреждений. Остальные респонденты являются представителями федеральных и региональных органов власти, унитарных предприятий, госкорпораций, госкомпаний, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных организаций. Подавляющее большинство респондентов осуществляют закупки по 44-ФЗ (54%). Менее половины опрошенных размещают закупки либо только по 223-ФЗ, либо одновременно по двум законам (44-ФЗ и 223-ФЗ). Годовой бюджет на закупки у 70% организаций не более 100 млн рублей. Только у 8% организаций объем закупок в год свыше 1000 млн рублей.
14,5% респондентов ответили, что размещают закупки инновационной продукции. Некоторые заказчики размещают нулевые планы инновационных закупок, а кто-то даже сам участвует в таких конкурсах как исполнитель (поставщик). На вопрос об объеме закупок инновационной продукции 18% респондентов ответили, что инновационная продукция составляет менее 1% в общем объеме закупок.
Российские заказчики часто закупают:
Медицинские инструменты и оборудование (ОКПД 2-32.50) – 59% от всей выборки;
Технику и информационные технологии (ОКПД 2-62) – 57,4% ;
Машины и оборудование (ОКПД 2-28) – 39,6% ;
Реже всего, по мнению заказчиков, в России закупают Химико-технологические инновации (ОКПД 2-20), их отметили лишь 8% респондентов.
Большинство респондентов согласны с утверждениями, что инновационная продукция дороже обычной продукции и инновационную продукцию сложнее купить, чем обычную продукцию. Многие согласны, что инновационная продукция качественнее, чем обычная продукция. Одним из самых значимых стимулов при закупках инновационной продукции для заказчиков является информирование о преимуществах проведения закупок инновационной продукции. Также в число стимулов входят установленные законом преференции при закупках инновационной продукции и методические рекомендации по проведению закупок инновационной продукции от органов власти и регуляторов. Наиболее значимыми барьерами к проведению закупок инноваций заказчики считают строгость закупочного законодательства, а также сложности с классификацией продукции как инновационной.
Последний блок вопросов в анкете был посвящен закупкам НИОКР. Почти 5% опрошенных регулярно проводят такие закупки. Чаще всего закупают НИОКР в сфере технических наук и технологий (например, нанотехнологии, защита информации), а также компьютерные науки и информационные технологии.
На следующем семинаре участники НУГ представят к обсуждению проект второй статьи.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.