О группе
Приоритеты государственной политики определяются стратегиями, законами и подзаконными актами. В качестве примеров можно привести Стратегию экологической безопасности РФ, Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации.
В условиях турбулентной геополитической обстановки и структурных изменений экономики России важным направлением внутренней государственной политики становится стимулирование инновационной активности российских предприятий.
Среди множества механизмов по реализации приоритета стимулирования инновационной активности можно выделить систему государственных закупок – государство, создавая спрос на инновационную продукцию, способно стимулировать развитие высокотехнологичных отраслей, способно поддерживать инновационную активность отдельных территорий, отраслей, предприятий.
Регулирование инновационных закупок в России специфично. Принцип стимулирования инноваций находит отражение в законодательстве о государственных закупках РФ. Однако, заказчики, подпадающие под регулирование 44-ФЗ, руководствуются преимущественно только декларированным принципом инновационной активности, установленном в первых статьях закона, другие – подпадающие, под регулирование 223-ФЗ, обязаны размещать и формировать долгосрочные планы закупок инновационной продукции. Учитывая особенности каждого из законов (например, императивность норм и правил 44-ФЗ, в сравнении с 223-ФЗ), а также разное целеполагание организаций, подпадающих под каждый из упомянутых законов, возникает вопрос какие стимулы к закупкам инновационной продукции, кроме штрафных санкций за неразмещение планов-закупок, имеют российские заказчики? Какие виды закупающих организаций чаще, а какие реже, проводят закупки инновационной продукции, и какие факторы определяют объем и масштаб закупок инновационной продукции в России?
Цель проекта – оценить влияние приоритета стимулирования инноваций на решения заказчиков о выборе процедур и параметров государственных закупок.
Задачи проекта:
1. Провести анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования (в т.ч. выявить различия в понятийном аппарате в части закупок готовой инновационной продукции и закупок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);
2. Провести анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих государственные закупки в России, и описать различия в регламентации приоритета инновационной активности;
3. Сформировать методологию эмпирической оценки факторов, влияющих на степень реализации приоритета стимулирования инноваций в государственных закупках;
4. Собрать данные из открытых источников, содержащие характеристики государственных закупок, через которые можно определить реализацию приоритета стимулирования инноваций;
5. Построить эконометрические модели для количественной оценки влияния выявленных факторов на степень реализации приоритета стимулирования инноваций;
7. Провести опрос представителей государственных заказчиков для подтверждения зависимостей, полученных на открытых данных;
8. Обобщить и описать результаты исследования;
9. Проверить устойчивость полученных результатов;
10. Разработать рекомендации для органов государственной власти, заказчиков, поставщиков в части реализации приоритета стимулирования инноваций.
В числе гипотез исследования, которые участники НУГ планируют протестировать на открытых и опросных данных по государственным закупкам, приведем следующие:
Открытые данные:
Гипотеза H1. Организации с большей вероятностью размещают закупки инновационной продукции по 223-ФЗ, чем при размещении закупок по 44-ФЗ.
Гипотеза H2. Вероятность размещения закупок инновационной продукции увеличивается с ростом начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).
Гипотеза H3. Если закупка размещается в форме электронного аукциона, то вероятность ее проведения с включением критериев инновационности и новизны продукции возрастает.
Гипотеза H4. Региональные и федеральные заказчики с большей вероятностью размещают закупки инновационной продукции, в сравнении с муниципальными заказчиками.
Гипотеза H5. Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью с большей вероятностью размещают закупки инновационной продукции, чем другие заказчики, подпадающие под регулирование 223-ФЗ.
Опросные данные:
Гипотеза H6. Опасения заказчиков нарушить законодательство при размещении закупок существенно сдерживает проведение закупок инновационной продукции.
Гипотеза H7. Создание единого федерального реестра инновационной продукции стимулирует частоту проведения закупок, связанных с инновациями.
Гипотеза H8. Информированность закупщиков – существенный стимул к широкому проведению закупок инновационной продукции.
Гипотеза H9. Штрафные санкции, предусмотренные за нарушение порядка формирования и публикации плана закупок по 223-ФЗ значимо влияют на решения о проведении закупок инновационной продукции.
Гипотеза H10. Методические рекомендации по применению критериев инновационности при составлении закупочной документации способствуют более частому проведению закупок инновационной продукции как среди заказчиков, регулируемых 44-ФЗ, так и среди заказчиков, подпадающих под действие 223-ФЗ.
По результатам проекта будет подготовлено минимум две статьи в российские журналы, а именно, участники НУГ планируют публикации в Вестнике Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент (Список D) и в журнале Вопросы государственного и муниципального управления (Список С). Планируется также подготовить препринт на английском языке, который в случае продления проекта на второй год доработать и отправить в зарубежный журнал (Список А). Результаты исследования будут представлены на международных и российских конференциях (минимум две в 2024 году).
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.