• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изучение механизмов распределения внимания при обучении чтению нотного письма

Работа проводится в рамках стратегического проекта «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде».

Цель проекта

Выявить связь нейрональной синхронизации с развитием навыков чтения нотного письма и изучить возможность её использования в качестве показателя эффективности освоения музыкальных навыков.

Исследовательские задачи проекта

– определить влияние синхронизации нейрональной активности в слуховой, зрительной, моторной и лобной областях головного мозга на точность восприятия нотной записи
– проверить наличие связи между синхронизацией нейрональной активности в слуховой, зрительной, моторной и лобной областях головного мозга с объемом музыкальной памяти
– исследовать эффект длительной, регулярной музыкальной практики на точность восприятия мелодии, ритма и уровень синхронизации нейрональной активности в корковых областях мозга, ассоциированных с музыкальным восприятием
– исследовать возможность использования сигналов ЭЭГ (электроэнцефалограммы) для оценки точности внутренней репрезентации музыкальной информации.

Этап 1

Для исследования влияния длительной, регулярной музыкальной практики на точность восприятия мелодии, ритма, на первом этапе нашего проекта был разработан специальный тест, который реализуется с помощью программы для ЭВМ «NoteIT».
В рамках теста, испытуемый должен прослушать музыкальный отрывов и указать на нотной записи этого отрывка последнюю услышанную ноту с помощью клика мышью.
Нотная запись может быть представлена в 5 различных видах:
1. КлассическаяРисунок 1
2. В записи отсутствуют высоты нотРисунок 2
3. В записи отсутствуют длительности нот и удалена вся информация о темпе музыкиРисунок 3
4. В записи отображается только количество нот в мелодииРисунок 4
5. Вся мелодия записана с помощью словРисунок 5
Программа «NoteIT» позволяет записать координаты взгляда испытуемого при выборе ноты и координаты клика мыши при выборе ноты Рисунок 6

Прохождение данного теста занимает 25-30 минут и предполагает выполнение 30 заданий различной сложности, зависящей от темпа, продолжительности и ритмического рисунка мелодии. Помимо этого, для оценки объёма музыкальной участники эксперимента проходят три калибровочных теста:
1. Tone-Deafness Test https://www.themusiclab.org/quizzes/td
2. Jake Mandell Tone-Deaf Test http://jakemandell.com/tonedeaf/
3. Тест на скорость чтения.

 


Результаты тестов также заносятся в программу «NoteIT».


Программа имеет Свидетельство о государственной регистрации №2024617431.


В феврале 2024 года проведён первый этап тестирования и собраны предварительные результаты.
Пример прохождения теста ребёнком: https://youtu.be/UP7oqwYkops

В данный момент наша работа нацелена на изучение распределение внимания детей и подростков, обучающихся музыке.
Если Вы хотите пройти тест и поучаствовать в исследовании, свяжитесь с нами:
Куликова Софья Петровна spkulikova@hse.ru
Проворова Анна Александровна aaprovorova@hse.ru

Этап 2

Для выявления связи между выраженностью нейрональной синхронизации и уровнем развития навыков чтения нотного письма мы планируем провести оценку нейрональной синхронизации различных участков коры головного мозга в процессе выполнения заданий на восприятие нотного текста и прокоррелировать полученную оценку синхронизации с качеством выполнения заданий. Оценка синхронизации мозговой активности в слуховой, зрительной, моторной и лобной областях будет проводиться на основе анализа ЭЭГ сигнала, регистрируемого с использованием беспроводного 21-канального энцефалографа «Нейрополиграф» (Россия, г.Таганрог).

Проведение экспериментов запланировано на май-июнь 2024 года.
Если Вы хотите поучаствовать в исследовании и у Вас есть музыкальное образование, свяжитесь с нами:
Куликова Софья Петровна spkulikova@hse.ru
Проворова Анна Александровна aaprovorova@hse.ru


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.