• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Системный анализ и проектирование

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В этом учебном курсе студенты изучают общие принципы моделирования, анализа и дизайна сложных систем различной природы на основе единых принципов системного подхода и современных программных технологий, применяемых для многоаспектного моделирования технических и гибридных систем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов понимания концепции сложной системы и роли систем в анализе сложных ситуаций в контексте современных научных доктрин (общая теория систем, Inquiring Systems)
  • выработка навыка использования системного анализа и практических методов разработки и анализа систем на примерах организаций с использованием программного инструментария.
  • формирование четкого представления о смысле и взаимосвязи таких ключевых концептов системной науки, как: изменения, проблема, проблемная ситуация, принятие решений, ЛПР, система, модель, взаимосвязь.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Аргументировать выбор определенного вида модели для решения конкретной проблемной ситуации.
  • Выделять ключевые характеристики "мерзких" проблем на примерах реальных проблемных ситуаций.
  • Выделять конструктивные элементы в моделях Системной динамики и определять их характеристики.
  • Выделять общее и различия в существующих научных определениях понятия система.
  • Выполнять выявление и анализ архетипов систем в моделях Системной динамики, реализованных средствами AnyLogic.
  • Выполнять перевод моделей причинных связей в модели Системной динамики.
  • Выполнять трансляцию модели причинных связей с архетипами систем в модель Системной динамики.
  • Выявлять или прогнозировать новые формы поведения, возникающие благодаря синергии элементов системы.
  • Выявлять конфликты в иерархии гаранторов истинности по ван Гигу в ходе развития систем.
  • Выявлять различные возможные исходы проблемных ситуаций.
  • Выявлять феномены холизма, синергии, эмерджентности для конкретных примеров сложных систем.
  • Давать оценку управленческий решений, используя иерархическую структуру гаранторов истинности по ван Гигу.
  • Давать характеристику основных восьми архетипов систем
  • Иллюстрировать негативное влияние эффектов скорости, нелинейности, сложности на примере реальных проблемных ситуаций.
  • Иллюстрировать ограничения и недостатки моделей жизнеспособной системы в контексте решения проблемных ситуаций в организации.
  • Иллюстрировать ограничения и недостатки моделей на основе сетей Петри в контексте решения проблемных ситуаций в организации.
  • Иллюстрировать ограничения и недостатки моделей причинных связей в контексте решения проблемных ситуаций в организации.
  • Интегрировать теорию в практику при решении вопросов анализа структуры и деятельности организации с использованием средств имитационного моделирования
  • Интерпретировать результаты работы моделей Системной динамики в терминах проблемной ситуации.
  • Классифицировать системы по категориям систем с организованной простотой, систем с неорганизованной сложностью, систем с организованной сложностью.
  • Конкретизировать общие инженерно-ориентированные определения систем в частных случаях сложных проблемных ситуаций.
  • На примерах конкретных архетипов выделять циклы положительной и отрицательной обратной связи, объясняя их эффекты.
  • На примерах конкретных архетипов объяснять влияние временных задержек на динамические характеристики моделей.
  • Называть основных исследоватей в области общей теории систем и системного менеджмента.
  • Объяснять задачу моделирования в терминах морфизмов различных систем на конкретных примерах.
  • Объяснять закономерность появления инструментария архетипов систем
  • Объяснять назначение и основные характеристики конструктивных элементов в моделях причинных связей.
  • Объяснять назначение процедур верификации и валидации вычислительных моделей на примерах.
  • Объяснять основные характеристики законов изменения уровней в Системной динамике и давать примеры их практического использования.
  • Объяснять преимущества и недостатки аналитических моделей для конкретных примеров проблемных ситуаций.
  • Объяснять преимущества и недостатки имитационных моделей для конкретных примеров проблемных ситуаций.
  • Объяснять причины и результаты использования механизма временных задержек в моделях причинных связей.
  • Объяснять эффекты использования технологий больших данных и искусственного интеллекта в задачах проектирования и анализа сложных систем.
  • Описывать конкретный пример организации в терминах инженерно-ориентированного определения системы.
  • Описывать различия методов и результатов моделирования по типу "белый ящик", "черный ящик" для конкретных ситуаций.
  • Определять аргументы в пользу использования моделей сетей Петри при моделировании определенных аспектов организации.
  • Определять составляющие элементы проблемной ситуации
  • Определять форму, назначение и ограничения языка модели на конкретных примерах.
  • Показывать на конкретных примерах возможные ловушки нелинейности и предубеждений в ходе моделирования.
  • Прогнозировать направления развития методов системного инжиниринга.
  • Прогнозировать появление новых существенных характеристик в социально-технических системах.
  • Разрабатывать модели причинных связей для конкретных примеров.
  • Разрабатывать модели процессов и сложных систем с использованием средств имитационного моделирования
  • Разрабатывать рекомендации и требования к функциям информационных систем и программного инструментария, применяемого для анализа и инжиниринга сложных систем.
  • Разрабатывать структурированное описание проблемной ситуации в терминах мета-системы и системы систем.
  • Разрабатывать сценарий системной интервенции на основе анализа архетипа системы.
  • Разрабатывать упрощенную модель жизнеспособной системы по Биру на примере конкретной организации.
  • Строить модели причинных связей и анализировать их по методу архетипов систем для конкретных примеров.
  • Формулировать задачу изучения или разработки сложной системы, как задачу создания и анализа модели.
  • Формулировать задачу решения проблемы как задачу системного инжиниринга, определяя границы, цели, стейкхолдеров системы.
  • Формулировать способы использования результатов разработки и анализа моделей архетипов систем
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научные основы использования системного подхода в ходе анализа проблемных ситуаций
  • Понятие системы и общая теория систем
  • Понятие модели как разновидности системы
  • Среда имитационного моделирования AnyLogic. Области применения, встроенные библиотеки и инструментарий
  • Моделирование процессов в среде имитационного моделирования AnyLogic
  • Особенности моделирования организаций
  • Моделирование социальных систем в среде имитационного моделирования AnyLogic
  • Моделирования потоков в среде имитационного моделирования AnyLogic
  • Моделирование организаций на основе диаграмм причинных связей
  • Моделирование производства в среде имитационного моделирования AnyLogic
  • Анализ архетипов систем
  • Направления развития теории системного анализа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическое задание
  • неблокирующий Экзаменационное задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.2 * Экзаменационное задание + 0.8 * Практическое задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bala BK, Arshad FM, Noh KM. System dynamics. Springer Texts in Business and Economics. 2017.
  • Skyttner L. General Systems Theory : Ideas and Appln. Singapore: World Scientific Publishing Co Pte Ltd; 2001.
  • Wasson CS. System Analysis, Design, and Development : Concepts, Principles, and Practices. Somerset: John Wiley & Sons, Incorporated; 2015.
  • Волкова В.Н. - Теория систем и системный анализ в управлении организации - Издательство "Финансы и статистика" - 2009 - 848с. - ISBN: 978-5-279-02933-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1049
  • Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Учебное пособие / О'Коннор Д., Макдермотт И., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 256 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5289-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913068
  • Палей А.Г., Поллак Г.А. - Имитационное моделирование. Разработка имитационных моделей средствами iWebsim и AnyLogic: учебное пособие - Издательство "Лань" - 2019 - ISBN: 978-5-8114-3844-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/122179
  • Теория систем и системный анализ / Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Валентинов В.А., - 3-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 644 с.: ISBN 978-5-394-02139-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415155

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Древс, Ю. Г.  Имитационное моделирование : учебное пособие для вузов / Ю. Г. Древс, В. В. Золотарёв. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 142 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11385-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445193 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Имитационное моделирование экономических процессов: Учебное пособие / Н.Н. Лычкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 254 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-004675-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/429005
  • Системный анализ, оптимизация и принятие решений : учебник для студентов высших учебных заведений / В.А. Кузнецов, А.А. Черепахин. — М. : КУРС : ИНФРА-М, 2017. — 256 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/908528