• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История исторической науки

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История исторической науки» ориентирована на магистрантов, изучающих цифровые методы в гуманитарных дисциплинах и проводящих исследования социальных процессов с применений методов количественного и качественного анализа. Цель освоения дисциплины: изучение истории, теории и форм исторического знания, аспектов дисциплинарного оформления истории. В курсе изучаются профессиональная лексика, исторический материал, относящийся к предмету курса, основные теоретические способы анализа этого материала, центральные направления историографии. В рамках курса изучаются следующие разделы: Общая проблематика истории исторического знания; Античное и средневековое понимание историописания; Просвещение, романтизм и становление историзма; Становление научной историографии во второй половине XIX века; Историческая наука ХХ столетия; Новейшие тенденции развития исторического знания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение истории, теории и форм исторического знания, аспектов дисциплинарного оформления истории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет предмет курса, характеризует источники, учебная и справочная литература по истории исторической науки
  • Показывает значение античной и средневековой историографии для современного представления об исторической науке.
  • Анализирует специфику исторических концепций нового времени, выявляет ее источники.
  • Анализирует основные сдвиги в историографии новейшего времени, выделяет наиболее значительные тенденции в развитии исторической науки в настоящее время
  • Выявляет особенности эмигрантской историографии, ее соотношение с западными историографическими традициями и основными тенденциями в российской/советской исторической науке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение в курс истории исторической науки.
    Предмет курса. «Историческое знание» и «историческая наука». Эволюция пред-ставлений о предмете историографии. Массовое историческое сознание и профессио-нальные историки. Основные историографические понятия. Источники по истории исто-рической науки.
  • 2. Становление исторической науки (от античности до раннего Нового Вре-мени)
    Историческая мысль Древней Греции. Геродот как «отец истории», Произведения Фукидида и прагматические объяснения исторических событий. Древнеримские истори-ческие произведения и поиски причин успеха Рима. Тит Ливий и Тацит. Историческая биография. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и «Жизнь двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла. Представления о прошлом в средние века. Средневековые хроники и агиографиче-ские произведения. Выдающиеся представители средневековой западноевропейской ис-ториографии. Блаженный Августин. Григорий Турский. Сугерий. Ж. Фруассар. Историо-графические новации эпохи Возрождения и раннего Нового времени. Н. Макиавелли и Дж. Вико. Б. Средневековая русская историография. Отражений реалий ранней русской истории в фольклоре. Исторические сюжеты в древнерусской литературе. Древнерусское летописание. Агиографические произведения от «Жития Бориса и Глеба» до «Жития Александра Невского» Монгольское завоевание и его отражение в исторических сочинениях. Русские ле-тописные произведения XVI в. Исторические воззрения публицистов XVI в. Историческая мысль XVII в. Осмысление Смуты. Взгляд на русскую историю из-за рубежа. Российское прошлое и современность глазами Г.К. Котошихина и Юрия Крижа-нича. Представления о методологии истории в конце XVII в. «Историческое учение».
  • 3. Историческая наука Нового времени
    А. Эволюции западноевропейской историографии в Новое время. Историческая мысль британского и французского Просвещения. Идея философского осмысления истории Г. Болингброка. Вольтер и идея использования исторического опы-та. Произведения Э. Гиббона, У. Робертсона. Эволюция западноевропейской историо-графии в XIX в.: от романтизма к позитивизму и марксизму. Методологические искания историков на рубеже XIX – XX вв. Б. Российская историография XVIII – начала ХХ в. Выдающиеся российские историки XVIII в., от А.И. Манкиева и Б.И. Куракина до М.М. Щербатова и И.Н. Болтина. Изменения в методологических установках историков. Отход от провиденциализма. Утверждение прагматической интерпретации истории как главный итог эволюции российской исторической науки в XVIII в. Эволюция консервативного направления в российской историографии. Ее круп-нейшие представители в XIX – начале ХХ в.: Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, Н.Г. Устря-лов, Д.И. Иловайский, С.Ф. Платонов. Российские либеральные историки XIX – начала ХХ в. от Т.Н. Грановского до П.Н. Милюкова. Государственная школа как российский историографический мейнстрим. Радикальная историография, от Н.И. Костомарова до В.И. Семевского. Влияние марксизма на российскую историографию рубежа XIX – ХХ вв. Работы М.И. Туган-Барановского, М.Н. Покровского, Н.А. Рожкова
  • 4. Историография новейшего времени.
    А. Западная историография начала XX – начала XXI в. Вызовы для исторической науки в ХХ в. Западная историография межвоенного времени. Вторая мировая война и формирование и эволюция концепции тоталитаризма. Х. Арендт, К Фридрих, З. Бжезинский. Идея конвергенции и модернизационная пара-дигма. У. Ростоу. Д. Белл. Исследования по экономической истории. Р. Фогел и С. Эн-герман. Историографические «повороты» на рубеже XX – XXI вв. Б. Советская историография. Возникновение советской историографии. Сосуществование «буржуазно-помещичьей» профессуры и историков – марксистов. Институт красной профессуры. Версия русской истории М.Н. Покровского и его ученики. «Академический марксизм». Н.А. Рожков и его «Русская история в сравнительно-историческом освещении». Д.Б. Ря-занов. Осуждение взглядов Покровского. «История ВКП(б). Краткий курс». Репрессии против историков в 1930 – 1940 – е гг.: от «Академического дела» до кампании по борьбе с космополитизмом. Общая концепция отечественной истории в учебниках по истории СССР под редакцией Б.Д. Грекова, С.В. Бахрушина, В.И. Лебедева, и М.В. Нечкиной. Советская историография в условиях войны и первого послевоенного десятилетия. Историографические новации середины 1950 – середины 1960 – х гг. Тенденция к реста-линизации в советской историографии второй половины 1960-х – первой половины 1970 – х гг. Общая концепция отечественной истории в учебниках по истории для высшей школы под редакцией Б.А. Рыбакова и И.А. Федосова и «Истории СССР. Период социа-лизма» И.Б. Берхина. Критика советской историографии в условиях перестройки. Ю.Н. Афанасьев. Со-ветская историческая наука во второй половине 1980 – начале 1990 – х гг. Постсоветская историография. Эволюция исторической политики российского гос-ударства на рубеже XX – XXI вв. Объединения историков (РВИО, ВИО). Дебаты по ключевым проблемам отечественной истории в начале XXI в.
  • 5. Российский историк за границей
    Три волны российской эмиграции. Эволюция социального облика и политических ориентаций эмигрантов. Российские историки за границей до 1917 г. П.Г. Виноградов: общественно-политические взгляды и исторические труды. Виноградов – профессор Оксфордского университета. Историки в русской эмиграции межвоенного времени. Общественно-политическая и профессиональная деятельность С.С. Ольденбурга, П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера, С.П. Мельгунова, Б.И. Николаевского, М.И. Ростовцева, М.М. Карповича, Г.В. Вернад-ского. Российские историки-эмигранты в послевоенный период. Исторические труды С.Г. Пушкарева, Н.Е. Андреева, А.Г. Авторханова. Исторические труды представителей третьей волны эмиграции. М.Я. Геллер, А.М. Некрич, М.С. Восленский, А.Л. Янов. Российский историк на Западе на рубеже XX – XXI вв. Исторические труды Ю.Г. Фельштинского, Ю.Л. Слезкина, А.Л. Зорина. Проблемы и перспективы развития российской историографии на современном этапе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе №1
  • неблокирующий Эссе №2
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен будет проведен в zoom 30 июня 2021 года.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.5 * Экзамен + 0.1 * Эссе №1 + 0.1 * Эссе №2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Новикова, О. В. (2016). Философия истории и историография: презумпция диалога ; Philosophy of History and Historiography: the Presumption of Dialogue / O. V. Novikova. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3C22E800

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кареев Н.И. - Историка (Теория исторического знания) - Издательство "Лань" - 2013 - 209с. - ISBN: 978-5-507-10108-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9814