• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заявленные и выявленные предпочтения: разбор статьи

На учебном семинаре НУГ Евгений Ожегов выступил с обсуждением статьи, в которой представлена методика построения функции полезности потребителя учитывающая, как и выявленные (revealed), так и заявленные (states) предпочтения.

Авторы статьи описывают достоинства и недостатки выявленных и заявленных предпочтений.  Заявленные предпочтения - это предпочтения людей, которые могут быть выявлены по средствам опросов. Благодаря им можно узнать отношения потребителя к несуществующему еще товару, однако людям свойственно приукрашивать свои ответы (социально-верный ответ), что приводит к смещению оценок. При анализе выявленных предпочтений, например, при анализе фактических покупок, такое смещение оценок не появляется, однако ничего о новом товаре узнать невозможно.  Объединение этих 2 подходов может привести к более качественным результатам. В статье авторы объединенный подход применяют для моделирования выбора транспорта потребителя.

Также авторы статьи предлагают учитывать психометрические показатели, которые позволят выявить латентные переменные. Это те самые скрытые переменные, которые также влияют на выбор потребители, но информацию о которых собрать не представляется возможным. При выборе транспорта такими переменными являются комфорт, удобство. При анализе товаров культуры – красота, интересы людей и другие.

Для оценки латентным переменных необходимы факторы-индикаторы. Авторы их называют показателями восприятия,  к ним в приложении к транспорту можно отнести: гибкость во времени, удобство поездки с детьми, безопасность, общий рейтинг и т.д.

Данный подход моделирования позволяет решить проблему отсутствия данных о гипотетических альтернативах при выявленных предпочтениях, скорректировать смещение оценки при заявленных предпочтениях и построить эффективные оценки за счет включения латентных переменных.