Взаимосвязь профиля потребления c оптимальностью выбора тарифного плана
В рамках совместного семинара исследовательской группы GAMES и научно-учебной группы «Эмпирическая оценка спроса» студентка 4-го курса образовательной программы «Экономика», младший участник НУГ Возмищева Анна представила промежуточные результаты исследования моделирования в сфере телекоммуникаций.
Насыщенность рынка сотовой связи в России сегодня довольно высокая: согласно данным AC&M Consulting, на одного жителя страны приходится чуть более 1,5 SIM-карт. Поэтому сейчас одной из основных задач провайдеров сотовой связи является разработка наиболее привлекательных для потребителей тарифов, а значит, и изучение спроса на тарифные планы.
Рост популярности сервисов подбора тарифов говорит о том, что абонентам не всегда удается выбрать наиболее выгодный в плане издержек тариф. Такие сервисы рассчитывают возможные издержки абонента по разным тарифам при фактическом объеме потребления и определяют тот вариант, который обеспечивает наименьшие расходы. Согласно информации, которая предоставляется этими сервисами, более половины (52%) их пользователей действительно могли бы сэкономить, если бы выбрали другой тариф.
В литературе, посвященной вопросу рациональности поведения абонентов на рынке телекоммуникаций, чаще всего используются данные о потреблении абонентов фиксированной связи и услуг доступа в Интернет. Теоретические модели выбора потребителя в данных работах схожи: авторы считают, что на первом шаге на основе данных о своем прошлом потреблении и планов на будущее абонент выбирает тариф; затем он выбирает объем потребления в рамках выбранного тарифа. Однако последнее решение может быть подвержено влиянию факторов, которые индивид не смог предусмотреть.
Тем не менее, выводы, к которым приходят исследователи, противоречивы: в работах, изучающих потребление пользователей Интернет, действительно подтверждается влияние психологических эффектов (например, предпочтений относительно определенного типа тарифов и переоценки объемов потребления). Однако в исследованиях, посвященных спросу на рынке телефонной связи, утверждается, что абоненты ведут себя рационально и минимизируют свои расходы, а ошибки при выборе тарифов можно объяснить неумением точно предсказывать свое будущее потребление.
Цель данной работы – выяснить, насколько рационально ведут себя индивиды на рынке сотовой связи и могут ли неценовые характеристики тарифов повлиять на выбор абонентов. Кроме того, планируется определить, какие потребители более склонны выбирать самый выгодный в плане издержек тариф.
Данные, используемые в настоящем исследовании, предоставлены компанией Ростелеком и содержат информацию обо всех услугах, которыми пользовался каждый клиент этой компании, зарегистрированный в Пермском крае, за период с ноября 2011 по ноябрь 2012 года. Кроме того, доступна информация о предлагаемых провайдером тарифах и о том, какой тариф был выбран абонентом в каждый период времени. Демографических данных абонентов база не содержит.
Предварительный анализ данных показывает, что абоненты действительно часто могут сэкономить, сменив тарифный план (при заданном объеме потребления), причем распределение величины этой экономии отличается для абонентов с разными тарифами. Кроме того, на основе анализа данных можно выдвинуть гипотезу о том, что индивиды с большей общей длительностью звонков и большим количеством собеседников чаще выбирают оптимальный или близкий к оптимальному тариф.
Предложенная эконометрическая модель позволяет оценить зависимость вероятности выбора определенного тарифа от прошлых объемов потребления абонента, характеристик его профиля потребления (например, длительности разговоров и количества собеседников), неценовых характеристик тарифного плана, а также возможного сокращения расходов от переключения на данный тариф в предыдущем периоде. Коэффициент перед последней переменной показывает, насколько абонент склонен минимизировать расходы при выборе тарифного плана.
Так как модель предлагается оценивать с помощью логит-регрессии, возник вопрос о том, как следует учесть тот факт, что абоненты, стремясь минимизировать издержки, могут выбрать «нулевую альтернативу», например, переключиться на другого оператора. В таком случае необходимо использовать более продвинутые способы включения нулевой альтернативы, так как вероятность ее выбора зависит от того, насколько индивид склонен минимизировать свои расходы. Помимо этого, было предложено использовать лаговые переменные для борьбы с эндогенностью в модели: дело в том, что не только характеристики и объем потребления могут влиять на тариф, но и выбранный тариф влияет на эти показатели.