• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценка потребительских предпочтений - разбор статьи

5 марта состоялась очередная встреча участников научно-учебной группы. Первый весенний учебный семинар был посвящен разбору одной из базовых статей в сфере оценки потребительских предпочтений (согласно Google Scholar – 1285 цитирований) Дэвида Ревелта и Кеннота Трэйна «Mixed Logit with Repeated Choices: Households’ Choices of Appliance Efficiency Level» (1998). С докладом выступил Дмитрий Потапов.

Начало выступления было посвящено описанию программы стимулирования покупки рефрижераторов с повышенной энерго-эффективностью в Калифорнии, что и стало объектом исследования. В 1998 году компания Edison, преследуя цель побудить потребителей покупать рефрижераторы с более низкой энерго-затратностью (при этом более дорогие по сравнению со стандартными), гарантировало им возврат части уплаченных денег за покупку. Однако исследователи поставили под сомнение данный способ поощрения как самый эффективный и предположили, что субсидирование процентной ставки по покупательскому кредиту могло бы в большей степени оказывать влияние на принятие решения. Стоит отметить, что последний сценарий стимулирования являлся гипотетическим, т.е. авторы статьи не наблюдали реальных данных по совершенным покупкам в рассрочку. Целесообразным решением проблемы стало использование данных по установленным предпочтениям (stated preferences data).

Данные по совершенным выборам домашними хозяйствами оценивались с помощью обобщенной логит модели, которая позволяет преодолеть одно из ключевых ограничений классической логит модели (свойство "iia" – независимость от посторонних альтернатив), которое предполагает однородность потребителей и отсутствие корреляции в случайной компоненте полезности. Для этого авторы использовали спецификацию функции полезности со случайными коэффициентами. Более того, использование данной спецификации модели позволило получить более эффективные оценки параметров, поскольку в работе оцениваются последовательности выборов покупателей. Оценка параметров была произведена с помощью «симуляции» (аппроксимации функции максимального правдоподобия). Также, одним из интересных приемов, используемых в статье, стала калибровка полученных результатов на данных по выявленным предпочтениям (revealed preferences data).

В качестве основных результатов исследования стоит выделить, что авторы показали существующую неоднородность предпочтений изучаемых домохозяйств, а самое главное Д.Ревелт и К.Трэйн продемонстрировали, что предоставление кредита с низкой ставкой процента имеет бОльшее влияние на выбор потребителей, чем скидки, и простимулирует 13% покупателей изменить свой выбор в пользу покупки энерго-эффективного рефрижератора по сравнению со стандартным.