Исполнительное производство
Пропуск сроков в исполнительном производстве
Данный вопрос регламентируется ст. 17 Федерального Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в которой говорится, что пропуск влечет ответственность, а также не освобождает от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Однако такой срок может быть восстановлен.
Согласно ст. 18 указанного ФЗ, срок может быть восстановлен при условии, что одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока разумным.
По ст. 112 ГПК РФ, заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании. Помимо этого, одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы), в отношении которого пропущен срок.
Постановление суда об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть обжаловано заявителем.
Извещения и вызовы в исполнительном производстве
Данная тема регулируется гл. 4 Федерального Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Так, согласно ст. 27 указанного ФЗ, повестка, иное извещение, адресованные гражданину, вручаются ему лично под расписку на подлежащем возврату в подразделение судебных приставов уведомлении о вручении. Если взыскатель или должник не проживает или не находится по адресу, указанному в исполнительном документе, то повестка, иное извещение направляются по месту жительства гражданина, юридическому адресу организации.
В случае, если лицо, доставляющее повестку, иное извещение, не застанет вызываемого гражданина по месту его жительства, то повестка, иное извещение вручаются кому-либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи с их согласия. В таком случае адресат считается извещенным.
Если же лицо, участвующее в исполнительном производстве, переменило свой адрес, то оно обязано сообщить об этом в подразделение судебных приставов во время ведения исполнительного производства. При отсутствии такого сообщения повестка, иное извещение посылаются по последнему известному адресу указанного лица и оно считается извещенным, хотя бы по этому адресу более не проживает или не находится.
Таким образом, ст. 28 указанного ФЗ содержит презумпцию надлежащего извещения лица.
Представители граждан, участвующих в исполнительном производстве
Понятие законного представителя содержится в ст. 55 Федерального Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Так, законными представителями признаются родители, усыновители, опекуны или попечители, которые на законном основании имеют право представлять интересы несовершеннолетних, недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, в исполнительном производстве. Также законный представитель может выбрать другое лицо, которое будет представлять интересы несовершеннолетнего, недееспособного гражданина или гражданина, ограниченного в дееспособности.
Представителями сторон не могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью.
Также по общему правилу, ими не могут быть:
1. Судьи;
2. Следователи;
3. Прокуроры;
4. Работники (сотрудники) Федеральной службы судебных приставов и аппаратов судов.
Представитель осуществляет от имени недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, все действия, право на совершение которых принадлежит указанным гражданам, с ограничениями, установленными федеральным законом.
Представители сторон действуют на основании доверенности, заключаемой между ними и стороной исполнительного производства. В ней прописываются права, обязанности представителя. Согласно ст. 57 указанного ФЗ, в доверенности должны быть специально оговорены полномочия представителя на совершение следующих действий:
1) предъявление и отзыв исполнительного документа;
2) передача полномочий другому лицу (передоверие);
3) обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
4) получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);
5) отказ от взыскания по исполнительному документу;
6) заключение мирового соглашения, соглашения о примирении.
Меры принудительного исполнения
Согласно п. 3 ст. 68 Федерального Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", мерами принудительного исполнения являются:
1. обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2. обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3. обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4. изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
5. наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6. обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
7. совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8. принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9. принудительное выселение должника из жилого помещения;
10. принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;
10.1. принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
10.2. принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества.
Перечень мер принудительного исполнения не является исчерпывающим.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Оценка имущества должника
Оценка имущества должника регулируется ст. 85 Федерального Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в которой говорится, что оценка имущества производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки следующих видов имущества:
1. недвижимое имущество;
2. ценные бумаги, не обращающиеся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
3. имущественные права (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
4. драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий, за исключением драгоценных металлов, находящихся на счетах либо во вкладах в банках или иных кредитных организациях;
5. коллекционные денежные знаки в рублях и иностранной валюте;
6. предметы, имеющие историческую или художественную ценность;
7. вещи, стоимость которых по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.
Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.
Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
О ранее предъявленных исполнительных листах в условиях моратория на возбуждение дел о банкротстве
Мораторий на возбуждение дел о банкротстве введён Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" (далее – Постановление № 428), в соответствии с которым на сайте Федеральной налоговой службы публикуется перечень отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В случае, если бизнес осуществляет деятельность из этого списка, то в период распространением новой коронавирусной инфекции данный бизнес находится под защитой государства, что препятствует кредиторам подавать в арбитражный суд заявление о признании банкротом.
Также введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путём предъявления исполнительного документа непосредственно в банк (кредитную организацию).
Также, стоит отметить, что, в Постановлении № 428, не содержится исключений в виде нераспространения норм данного постановления на лиц, включённых в перечни, которые уже находятся в процедурах банкротства.
Таким образом, даже в случае, если в отношении организации или индивидуального предпринимателя до вступления в силу вышеуказанных законов введена процедура банкротства, в отношении такой организации или индивидуального предпринимателя данная процедура приостанавливается.
Если по поданному в течение срока действия моратория заявлению должника, на которого распространяется действие моратория, введена процедура наблюдения (или реструктуризации долгов ИП), такие должники в срок не ранее даты проведения первого собрания кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о предоставлении судебной рассрочки. стоит отметить следующее.
Согласно Федеральному закону от 20.07.2020 № 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Федеральный закон № 215-ФЗ), даже в условиях моратория, должники сохраняют возможность закрыть все свои долги в добровольном порядке с рассрочкой платежа путём утверждения судебным приставом-исполнителем графика платежей.
В соответствии со статьёй 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ), правом на предоставление рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица обладает суд, другой орган или должностное лицо, выдавшее исполнительный документ.
Однако, с учётом изменений, внесённых Федеральным законом № 215-ФЗ, рассрочка может предоставляться судебным приставом-исполнителем при обращении к нему должника с заявлением о предоставлении рассрочки.
Однако, согласно позиции Верховного суда, закреплённой в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", наличие отсрочки или рассрочки у одного из солидарных должников по исполнительному документу не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения другим солидарным должникам, поскольку фактические обстоятельства, влекущие возможность применения таких мер, носят индивидуальный характер.
Исключениями, по которым судебным приставом-исполнителем не предоставляется рассрочка, являются следующие требования:
1. по возмещению вреда, причиненного здоровью;
2. возмещению вреда в связи со смертью кормильца;
3. о компенсации морального вреда;
4. по выплате выходных пособий;
5. оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору;
6. по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
7. сумма задолженности превышает 15 миллионов рублей.
Однако, по таким требованиям за должниками сохраняется право на обращение в суд, выдавший исполнительный лист, за предоставлением рассрочки платежа и утверждением графика платежей.
Подводя итог, можно отметить, что в период новой коронавирусной инфекции государством предпринят ряд мер по защите бизнеса от негативного влияния пандемии. В частности, по выданным исполнительным листам должники, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, но осуществляющие деятельность в определённых сферах, имеют право спасти свой бизнес путём утверждения графика платежей и рассрочки погашения задолженности. Также, несмотря на то, что взыскание денежных средств и меры принудительного исполнения приостанавливаются, само по себе отнесение ликвидируемого должника к числу лиц, на которых распространяется действие моратория, не является препятствием для подачи кредитором заявления о признании должника банкротом. Стоит помнить, что добровольное исполнение требований, пусть и посредством рассрочки платежей, всё же полезнее для дальнейшего взаимодействия организаций в профессиональной сфере.
Изменения в исполнительном производстве после введения ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
В целях обеспечения безопасности как населения, так и сотрудников отделов службы судебных приставов, 1 августа 2020 г. Федеральная служба судебных приставов выпустила Информацию «О возобновлении ФССП России и ее территориальными органами личного приема граждан», в соответствии с которой гражданам предлагается соблюдать следующие меры при обращении в отделы службы судебных приставов:
1. При личном посещении структурных подразделений территориальных органов ФССП России необходимо обязательно соблюдать социальную дистанцию, использовать средства индивидуальной защиты (маски и перчатки) и осуществлять антисептическую обработку рук.
2. Использовать бесконтактные способы взаимодействия с судебными приставами-исполнителями, в том числе электронный сервис "Личный кабинет стороны исполнительного производства" на официальном интернет-сайте ФССП России
3. Для передачи корреспонденции (за исключением исполнительных листов) использовать установленные в каждом структурном подразделении территориальных органов ФССП России специальные переносные ящики для приема корреспонденции.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" (далее – Постановление № 428) введен мораторий в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, отнесенных Правительством РФ к перечню наиболее пострадавших в период пандемии коронавируса отраслей. Проверить находится ли организация или индивидуальный предприниматель в перечне наиболее пострадавших в период пандемии коронавируса отраслей можно по ссылке https://www.nalog.ru/rn59/opendata/7707329152-covid/ на сайт ФНС РФ.