• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Региональная экономика

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватели


Букин Егор Кимович

Программа дисциплины

Аннотация

Традиционная экономическая теория игнорирует пространственный фактор в принятии экономических решений: вся экономика представлена в двух измерениях – первое – вид экономической активности, например, производство какого-либо товара или услуги, потребление какого-либо товара или услуги; второе измерение – это временная координата, т.е. что происходит с производством или потреблением во времени. В реальной жизни все события происходят в трехмерном пространстве. И третья координата – пространственная, которая не рассматривается теми или иными структурными элементами экономической науки (микроэкономикой, макроэкономикой). В связи с этим возникла необходимость создания дисциплины, которая бы учитывала пространственный фактор. И такой дисциплиной является региональная экономика. Главным объектом изучения РЭ является экономика регионов, т.е. не экономика страны, чем занимается макроэкономика, и не экономика фирмы или домохозяйств, чем занимается микроэкономика, а некий промежуточный уровень между экономикой страны и экономикой отдельных экономических агентов – другими словами, между государством и фирмой. В чем здесь особенность? Если государству принадлежат какие-то ресурсы, то макроэкономика изучает эффективность использования общественных ресурсов, если фирме принадлежат какие-то ресурсы, то микроэкономика изучает эффективность использования этих ресурсов. Говоря про регион, необходимо отметить, что на региональном уровне нет одного единственного держателя ресурсов. Поэтому какие-то отдельные модели оценки эффективности использования ресурсов в региональной экономике не используются. В связи с этим региональная экономика пытается оценить некую совокупную экономическую активность, что происходит на территории. Почему в результате принятия совокупного решения фирмами и домохозяйствами одни территории богатеют, другие остаются на достигнутом уровне, либо начинают беднеть.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Анализ региональных аспектов и факторов социально-экономического развития.
  • Анализ методов и инструментов региональных исследований.
  • Анализ современных проблем регионального развития России.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует и распознает основные концепции регионального развития, основные модели и методы, используемые в региональном анализе.
  • Описывает соотношения между экономическими феноменами и понятиями на интуитивном уровне с использованием профессиональной терминологии.
  • Формирует индивидуальную статистическую базу в целях расчета интегральных показателей, характеризующих региональное развитие.
  • Интегрирует теорию регионального развития в практические приложения интегральных показателей, характеризующих региональное развитие.
  • Анализирует последствия действия на регионы изменяющейся внешней среды и разрабатывать сценарные подходы.
  • Организует эффективные формы презентационной работы в целях проведения регионального анализа и презентации его как в устной, так и в письменной формах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные теории регионального развития
    Классический подход к региональному развитию. Отечественные и зарубежные региональные экономические исследования. Современный подход к региональному развитию.
  • Основы регионального экономического анализа и управления. Территориальное устройство России
    Основные понятия региональной экономики. Регион как объект экономического анализа. Методы анализа управления развитием территорий. Теория границ. Этапы формирования государственной территории России. Трансформация административно-территориального устройства современной России.
  • Основы региональной диагностики. Система региональных счетов
    Информационная база и проблемы региональной диагностики и расчетов. Основные экономические индикаторы регио­­нального развития по видам и сферам хозяйственной деятельности. Пространственный анализ и диагностика регионального роста России. СРС: Экономическая территория, резидент, экономическое производство, валовый выпуск, промежуточная продукция, ВРП, ВРП на душу населения, структура ВРП по видам экономической деятельности.
  • Этапы регионального развития
    Первый этап регионального развития - до 1990 г. Второй этап регионального развития - 1990-2005 гг.: первый период - 1990-1995 гг.; второй этап - 1995-2000 гг.; третий этап - 2000-2005 гг. Третий этап регионального развития с 2005 г. до настоящего времени.
  • Отраслевая и территориальная структуры хозяйства регионов
    Отраслевая структура хозяйства регионов с аграрным, индустриальным и постиндустриальным хозяйственным укладом. Территориальная структура хозяйства региона. Влияние международных экономических взаимосвязей на региональное развитие.
  • Конкурентоспособность регионов
    Инструменты повышения конкурентоспособности регионов. Территории с особыми экономическими режимами. Инвестиционная привлекательность регионов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Для студентов по дисциплине «Региональная экономика» в системе LMS создан тест, охватывающий все рассмотренные темы по данной дисциплине. Студенту предоставляется возможность пройти данный тест, выявить те темы, которые оказались для него проблемными. Результаты данного теста включаются в оценку за самостоятельную работу. Микроконтроли по дисциплине «Региональная экономическая политика» проводятся на аудиторном занятии через ресурс kahoot. Данный ресурс позволяет сразу обсудить тот или иной вопрос, который вызвал у студентов затруднения. Решение кейсов по темам, выведенным на самостоятельную работу. Данный вид самостоятельной работы оценивается через интерактивную форму на аудиторном занятии в форме проведения дебатов.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Для выполнения домашнего задания студенты делятся на микро-группы по 3-4 человека. Цель домашнего задания – обеспечение понимания основных понятий и концепций по курсу «Региональная экономика», а также закрепление материала с помощью проведения анализа полученных результатов. Форма отчетности — предоставление в систему lms выполненной работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.33 * Аудиторная работа + 0.34 * Контрольная работа + 0.33 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Региональная экономика и пространственное развитие. Т.1: Региональная экономика. Теория, модели и методы : учебник для бакалавриата и магистратуры, Лимонов Л.Э., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Плисецкого Е.Л., Глушковой В.Г. - РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 459с. - ISBN: 978-5-534-05112-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionalnaya-ekonomika-432140