We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Regional Economics

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructors


Букин Егор Кимович

Программа дисциплины

Аннотация

Традиционная экономическая теория игнорирует пространственный фактор в принятии экономических решений: вся экономика представлена в двух измерениях – первое – вид экономической активности, например, производство какого-либо товара или услуги, потребление какого-либо товара или услуги; второе измерение – это временная координата, т.е. что происходит с производством или потреблением во времени. В реальной жизни все события происходят в трехмерном пространстве. И третья координата – пространственная, которая не рассматривается теми или иными структурными элементами экономической науки (микроэкономикой, макроэкономикой). В связи с этим возникла необходимость создания дисциплины, которая бы учитывала пространственный фактор. И такой дисциплиной является региональная экономика. Главным объектом изучения РЭ является экономика регионов, т.е. не экономика страны, чем занимается макроэкономика, и не экономика фирмы или домохозяйств, чем занимается микроэкономика, а некий промежуточный уровень между экономикой страны и экономикой отдельных экономических агентов – другими словами, между государством и фирмой. В чем здесь особенность? Если государству принадлежат какие-то ресурсы, то макроэкономика изучает эффективность использования общественных ресурсов, если фирме принадлежат какие-то ресурсы, то микроэкономика изучает эффективность использования этих ресурсов. Говоря про регион, необходимо отметить, что на региональном уровне нет одного единственного держателя ресурсов. Поэтому какие-то отдельные модели оценки эффективности использования ресурсов в региональной экономике не используются. В связи с этим региональная экономика пытается оценить некую совокупную экономическую активность, что происходит на территории. Почему в результате принятия совокупного решения фирмами и домохозяйствами одни территории богатеют, другие остаются на достигнутом уровне, либо начинают беднеть.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Анализ региональных аспектов и факторов социально-экономического развития.
  • Анализ методов и инструментов региональных исследований.
  • Анализ современных проблем регионального развития России.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует и распознает основные концепции регионального развития, основные модели и методы, используемые в региональном анализе.
  • Описывает соотношения между экономическими феноменами и понятиями на интуитивном уровне с использованием профессиональной терминологии.
  • Формирует индивидуальную статистическую базу в целях расчета интегральных показателей, характеризующих региональное развитие.
  • Интегрирует теорию регионального развития в практические приложения интегральных показателей, характеризующих региональное развитие.
  • Анализирует последствия действия на регионы изменяющейся внешней среды и разрабатывать сценарные подходы.
  • Организует эффективные формы презентационной работы в целях проведения регионального анализа и презентации его как в устной, так и в письменной формах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные теории регионального развития
    Классический подход к региональному развитию. Отечественные и зарубежные региональные экономические исследования. Современный подход к региональному развитию.
  • Основы регионального экономического анализа и управления. Территориальное устройство России
    Основные понятия региональной экономики. Регион как объект экономического анализа. Методы анализа управления развитием территорий. Теория границ. Этапы формирования государственной территории России. Трансформация административно-территориального устройства современной России.
  • Основы региональной диагностики. Система региональных счетов
    Информационная база и проблемы региональной диагностики и расчетов. Основные экономические индикаторы регио­­нального развития по видам и сферам хозяйственной деятельности. Пространственный анализ и диагностика регионального роста России. СРС: Экономическая территория, резидент, экономическое производство, валовый выпуск, промежуточная продукция, ВРП, ВРП на душу населения, структура ВРП по видам экономической деятельности.
  • Этапы регионального развития
    Первый этап регионального развития - до 1990 г. Второй этап регионального развития - 1990-2005 гг.: первый период - 1990-1995 гг.; второй этап - 1995-2000 гг.; третий этап - 2000-2005 гг. Третий этап регионального развития с 2005 г. до настоящего времени.
  • Отраслевая и территориальная структуры хозяйства регионов
    Отраслевая структура хозяйства регионов с аграрным, индустриальным и постиндустриальным хозяйственным укладом. Территориальная структура хозяйства региона. Влияние международных экономических взаимосвязей на региональное развитие.
  • Конкурентоспособность регионов
    Инструменты повышения конкурентоспособности регионов. Территории с особыми экономическими режимами. Инвестиционная привлекательность регионов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Для студентов по дисциплине «Региональная экономика» в системе LMS создан тест, охватывающий все рассмотренные темы по данной дисциплине. Студенту предоставляется возможность пройти данный тест, выявить те темы, которые оказались для него проблемными. Результаты данного теста включаются в оценку за самостоятельную работу. Микроконтроли по дисциплине «Региональная экономическая политика» проводятся на аудиторном занятии через ресурс kahoot. Данный ресурс позволяет сразу обсудить тот или иной вопрос, который вызвал у студентов затруднения. Решение кейсов по темам, выведенным на самостоятельную работу. Данный вид самостоятельной работы оценивается через интерактивную форму на аудиторном занятии в форме проведения дебатов.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Для выполнения домашнего задания студенты делятся на микро-группы по 3-4 человека. Цель домашнего задания – обеспечение понимания основных понятий и концепций по курсу «Региональная экономика», а также закрепление материала с помощью проведения анализа полученных результатов. Форма отчетности — предоставление в систему lms выполненной работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.33 * Аудиторная работа + 0.34 * Контрольная работа + 0.33 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Региональная экономика и пространственное развитие. Т.1: Региональная экономика. Теория, модели и методы : учебник для бакалавриата и магистратуры, Лимонов Л.Э., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Плисецкого Е.Л., Глушковой В.Г. - РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 459с. - ISBN: 978-5-534-05112-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionalnaya-ekonomika-432140