Паспорт образовательной программы
38.03.05 Бизнес-информатика
Нет
4 года
Очная форма обучения, 240
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
Образовательная программа «Бизнес-информатика», ориентирована на подготовку специалистов, способных успешно работать в сфере проектирования архитектуры предприятия; анализа и реинжиниринга бизнес-процессов; системной диагностики организации; стратегического планирования развития информационных систем (далее ИС) и информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) управления предприятием; организации процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием; аналитической поддержки процессов принятия решений для управления предприятием; проектирования, разработки и внедрения ИС и ИКТ в бизнесе; управления ИТ-проектами.
Работодателями для бакалавров бизнес-информатики НИУ ВШЭ-Пермь являются крупные российские и международные ИТ-компании, деятельность которых связана с оказанием услуг в сфере ИТ, консалтингом, разработкой и внедрением информационных систем для финансовых организаций; компании, работающие в других отраслях и имеющие крупные ИТ-подразделения.
Образовательная программа «Бизнес-информатика», реализуемая в НИУ ВШЭ-Пермь, обеспечивает преимущество выпускникам, так как в ней оптимально сочетаются:
- подготовка в области экономико-математических методов, методов моделирования и анализа процессов и систем, а также технологий проектирования и разработки информационных систем;
- при разработке учебных планов и программ учебных дисциплин учитываются тренды развития ИТ-отрасли;
- реализуется проектная деятельность, как обязательный элемент подготовки бакалавра, что позволяет формировать профессиональные компетенции и навыки командной работы в реальных условиях в ведущих пермских ИТ-компаниях;
- осуществляется подготовка выпускника, способного работать в англоязычной профессиональной среде.
Образовательный стандарт по направлению подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика (2019 года)
Выпускник образовательной программы «Бизнес-информатика» с квалификацией бакалавр, должен обладать следующими компетенциями.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
- УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
- УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
- УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
- УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).
- УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
- УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.
- УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
- УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
- УК-9 Способен принимать экономически обоснованные решения в различных областях жизнедеятельности
- УК-10 Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению.
- УК-11 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сфере.
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
- ОПК-1 - Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
- ОПК-2 - Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность; готов к ответственному и целеустремленному решению поставленных профессиональных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами.
- ОПК-3 - Способен работать с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией из различных источников, в том числе в глобальных компьютерных сетях.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА
Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
- ПК-1 Способен проводить микроэкономический анализ на уровне отдельных экономических субъектов при решении задач цифровизации их деятельности.
- ПК-2 Способен проводить макроэкономический анализ на уровне рынка ИКТ.
- ПК-3 Способен проводить поиск и анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ.
- ПК-4 Способен проектировать архитектуру предприятия, разрабатывать и внедрять ее компоненты.
- ПК-5 Способен формулировать задачи для заказчиков по совершенствованию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия.
- ПК-6 Способен планировать процессы управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия и организовывать их исполнение.
- ПК-7 Способен выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентации бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия.
- ПК-8 Способен проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры
- ПК-9 Способен проектировать и внедрять информационные системы.
- ПК-10 Способен проектировать и внедрять ИТ-сервисы.
- ПК-11 Способен проектировать и внедрять ИТ-продукты.
- ПК-12 Способен управлять информационными системами.
- ПК-13 Способен управлять ИТ-сервисами.
- ПК-14 Способен управлять ИТ-продуктами.
- ПК-15 Способен участвовать в разработке и выполнять требования по управлению информационной безопасностью процессов и систем.
- ПК-16 Способен проводить сравнительный анализ методов и инструментальных средств анализа внутренних и внешних данных организации.
- ПК-17 Способен разрабатывать и применять модели, методы и программные средства анализа данных с учетом их интеграции в архитектуру организации.
- ПК-18 Способен программировать на языках высокого уровня, в том числе, ориентированных на работу с большими данными.
- ПК-19 Способен разрабатывать и внедрять системы сбора, хранения и обработки данных в организации.
- ПК-20 Способен организовывать процессы управления данными в организации.
- ПК-21 Способен управлять электронным предприятием и подразделениями электронного бизнеса несетевых компаний.
- ПК-22 Способен позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовать продажи в среде Интернет и других цифровых средах.
- ПК-23 Способен ориентировать заказчиков по вопросам создания и развития электронных предприятий и их компонент.
- ПК-24 Способен управлять инновационной и предпринимательской деятельностью в сфере ИКТ.
- ПК-25 Способен осуществлять организационно-технологическую поддержку процессов создания (модификации) и сопровождения ИС.
- ПК-26 Способен осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ.
- ПК-27 Способен управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования ИТ-сервисов.
- ПК-28 Способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ- инфраструктуры и деятельности предприятия.
- ПК-29 Способен организовать управление малыми проектно-внедренческими группами.
- ПК-30 Способен осуществлять планирование и организацию проектной деятельности в ИТ на основе стандартов управления проектами.
- ПК-31 Способен защищать права на интеллектуальную собственность.
- ПК-32 Способен разрабатывать учебно-методические материалы по управленческим и ИТ-дисциплинам.
- ПК-33 Способен проводить практические занятия по управленческим и ИТ-дисциплинам.
Из дисциплин учебного плана основной образовательной программы обучающийся формирует свой индивидуальный учебный план, содержащий не менее 60 зачетных единиц на один учебный год, в который входят:
- дисциплины общего цикла;
- дисциплины профессионального цикла (Major), включающие дисциплины базовой части, базовой профильной части и дисциплины по выбору;
- дополнительный профиль (Minor);
- научно-исследовательский и проектный семинары;
- курсовые работы;
- проекты;
- практики (учебная, производственная и преддипломная);
- государственную итоговую аттестацию – защита выпускной квалификационной работы;
- факультативы.
Дисциплины общего цикла направлены на формирование у обучающегося гуманитарной составляющей образования.
В базовую часть профессионального цикла включены дисциплины, обеспечивающие междисциплинарную подготовку будущего бизнес-информатика: математические дисциплины, ИТ-дисциплины, экономические и менеджириальные дисциплины.
Базовая профильная часть включает дисциплины для профиля «Информационные системы в бизнесе: Анализ и совершенствование бизнес-процессов, Корпоративные информационные системы.
Дисциплины по выбору позволяют студентам сформировать свою траекторию обучения в соответствии с трендами развития ИТ-сферы.
Minor – учебный цикл в рамках образовательных программ бакалавриата НИУ ВШЭ, представляющий дополнительную образовательную траекторию для обучающихся сверх подготовки по основному образовательному направлению.
Проектная и исследовательская работа, предусмотренная учебным планом, позволяет эффективно закрепить полученные за время обучения теоретические знания на практике и получить навыки командной работы.
В рамках основной образовательной программы реализуется профиль «Информационные системы в бизнесе».
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин