• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

38.03.05 Бизнес-информатика

Утверждение программы
Приказ №8.2.6.2-04/171 от 09.10.2014
Дата обновления паспорта
30.08.2019, Протокол заседания Академического совета основных образовательных программ по направлениям подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика, 09.03.04 Программная инженерия, 38.04.05 Бизнес-информатика № 8.2.2.1-38-25/03
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Образовательная программа «Бизнес-информатика», ориентирована на подготовку специалистов, способных успешно работать в сфере проектирования архитектуры предприятия; анализа и реинжиниринга бизнес-процессов; системной диагностики организации; стратегического планирования развития информационных систем (далее ИС) и информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) управления предприятием; организации процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием; аналитической поддержки процессов принятия решений для управления предприятием; проектирования, разработки и внедрения ИС и ИКТ в бизнесе; управления ИТ-проектами.

Работодателями для бакалавров бизнес-информатики НИУ ВШЭ-Пермь являются крупные российские и международные ИТ-компании, деятельность которых связана с оказанием услуг в сфере ИТ, консалтингом, разработкой и внедрением информационных систем для финансовых организаций; компании, работающие в других отраслях и имеющие крупные ИТ-подразделения.

Образовательная программа «Бизнес-информатика», реализуемая в НИУ ВШЭ-Пермь, обеспечивает преимущество выпускникам, так как в ней оптимально сочетаются:

  • подготовка в области экономико-математических методов, методов моделирования и анализа процессов и систем, а также технологий проектирования и разработки информационных систем;
  • при разработке учебных планов и программ учебных дисциплин учитываются тренды развития ИТ-отрасли;
  • реализуется проектная деятельность, как обязательный элемент подготовки бакалавра, что позволяет формировать профессиональные компетенции и навыки командной работы в реальных условиях в ведущих пермских ИТ-компаниях; 
  • осуществляется подготовка выпускника, способного работать в англоязычной профессиональной среде.
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Выпускники образовательной программы «Бизнес-информатика» подготовлены к осуществлению профессиональной деятельности в ИТ-компаниях, внедренческих и консалтинговых компаниях в качестве бизнес-аналитиков и бизнес-технологов, системных аналитиков, ИТ-консультантов, руководителей
ИТ-проектов, разработчиков. Они способны:

  • проводить анализ и оценку применения информационных систем и информационных технологий для управления бизнесом;
  • анализировать и совершенствовать бизнес-процессы компании;
  • проводить обследование деятельности компании, выявляя бизнес-процессы, как объекты автоматизации;
  • проектировать, разрабатывать и внедрять сложные информационные системы.

Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

Выпускник образовательной программы «Бизнес-информатика» с квалификацией бакалавр, должен обладать следующими компетенциями.

Системные компетенции:

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной, УК-1;
  • Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области, УК-2;
  • Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза, УК-3;
  • Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности, УК-4;
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода), УК-5;
  • Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества, УК-6;
  • Способен работать в команде, УК-7;
  • Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения, УК-8;
  • Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность, УК-9;
  • Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде, УК-10.

Общепрофессиональные компетенции:

  • способен к письменной и устной коммуникации на государственном языке, ПК-1;
  • способен осуществлять основные организационно-управленческие функции, ПК-2;
  • способен работать, используя основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, ПК-3;
  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, ПК-4;
  • способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, ПК-5;
  • способен ответственно и целеустремленно решать поставленные задачи во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами, ПК-6;
  • способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, ПК-7;
  • способен проявлять высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности, ПК-8;
  • способен проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней, ПК-9;
  • способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, ПК-10.

Профессиональные компетенции в аналитической деятельности:

  • способен проводить оценку экономического поведения при принятии решений и институциональный анализ, ПК-11;
  • способен проводить микроэкономический анализ на уровне отдельных экономических субъектов, ПК-12;
  • способен проводить макроэкономический анализ на уровне рынка ИТ, ПК-13;
  • способен проводить анализ сферы деятельности, элементов архитектуры и ИТ-инфраструктуры предприятия, ПК-14;
  • способен осуществлять сбор информации, выделять и изучать отдельные объекты рынка ИС и ИКТ, ПК-15;
  • способен выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом, ПК-16;
  • способен выделять и изучать элементы инноваций в экономике и управлении в сфере ИКТ, ПК-17.

Профессиональные компетенции в организационно-управленческой деятельности:

  • способен проводить обследование деятельности и ИТ- инфраструктуры предприятий, ПК-18;
  • способен осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ, ПК-19;
  • способен управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контент-сервисов), ПК-20;
  • способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ- инфраструктуры и деятельности предприятий, ПК-21;
  • способен организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия, ПК-22;
  • способен позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовать продажи в среде Интернет, ПК-23;
  • способен защищать права на интеллектуальную собственность, ПК-24;
  • способен организовать управление малыми проектно-внедренческими группами, ПК-25.

Профессиональные компетенции в проектной деятельности:

  • способен выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия, ПК-26;
  • способен проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов, ПК-27;
  • способен осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами, ПК-28;
  • способен проектировать архитектуру электронного предприятия, ПК-29;
  • способен разрабатывать контент и ИТ-сервисы предприятия и Интернет-ресурсов, ПК-30.

Профессиональные компетенции в научно-исследовательской деятельности:

  • способен обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, используя соответствующий математический аппарат и инструментальные средства, ПК-31;
  • способен готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований, ПК-32.

Профессиональные компетенции в консалтинговой деятельности:

  • способен формулировать задачи для заказчиков по совершенствованию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия, ПК-33;
  • способен ориентировать заказчиков по вопросам создания и развития электронных предприятий и их компонент, ПК-34;
  • способен генерировать идеи для решения задач заказчиков по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом, ПК-35;
  • способен предлагать заказчикам рациональный выбор методов и инструментов управления ИТ-инфраструктурой предприятия, ПК-36.

Профессиональные компетенции в инновационно-предпринимательской деятельности:

  • способен описывать целевые сегменты ИКТ-рынка, ПК-37;
  • способен разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ, ПК-38;
  • способен находить и использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг, ПК-39;
  • способен генерировать новые идеи в бизнесе на основе инноваций в сфере ИКТ, ПК-40.
Характеристики образовательных модулей программы

Из дисциплин учебного плана основной образовательной программы обучающийся формирует свой индивидуальный учебный план, содержащий не менее 60 зачетных единиц на один учебный год, в который входят:

  • дисциплины общего цикла;
  • дисциплины профессионального цикла (Major), включающие дисциплины базовой части, базовой профильной части и дисциплины по выбору;
  • дополнительный профиль (Minor);
  • научно-исследовательский и проектный семинары;
  • курсовые работы;
  • проекты;
  • практики (учебная, производственная и преддипломная);
  • государственную итоговую аттестацию – защита выпускной квалификационной работы;
  • факультативы.

Дисциплины общего цикла направлены на формирование у обучающегося гуманитарной составляющей образования.

В базовую часть профессионального цикла включены дисциплины, обеспечивающие междисциплинарную подготовку будущего бизнес-информатика: математические дисциплины, ИТ-дисциплины, экономические и менеджириальные дисциплины.

Базовая профильная часть включает дисциплины для профиля «Информационные системы в бизнесе: Анализ и совершенствование бизнес-процессов, Корпоративные информационные системы.

Дисциплины по выбору  позволяют студентам сформировать свою траекторию обучения в соответствии с трендами развития ИТ-сферы.

Minor – учебный цикл в рамках образовательных программ бакалавриата НИУ ВШЭ, представляющий дополнительную образовательную траекторию для обучающихся сверх подготовки по основному образовательному направлению. 

Проектная и исследовательская работа, предусмотренная учебным планом, позволяет эффективно закрепить полученные за время обучения теоретические знания на практике и получить навыки командной работы.

В рамках основной образовательной программы реализуется профиль «Информационные системы в бизнесе».

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Бизнес-информатика»

Перейти к содержанию программы