• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценка спроса на ипотеку с учетом гетерогенности потребителей

24 марта состоялся совместный семинар исследовательской группы GAMES и научно-учебной группы «Эмпирическая оценка спроса»  выступил Евгений Ожегов, старший преподаватель департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ-Пермь, с исследованием «Оценка спроса на государственную ипотеку в России с учётом гетерогенности потребительских предпочтений».

Выступление Евгений начал с описания предметной области. Система государственного ипотечного жилищного кредитования в России представлена агентством ипотечного жилищного кредитования (АИЖК). АИЖК, в свою очередь, имеет 2 категории ипотечных программ. 1 категория – ипотеки на коммерческих условиях. 2 категория – набор ипотечных программ для специальных групп населения: для молодых исследователей, учителей, военных.

Эти два уровня ипотечных кредитов качественно различаются между собой, соответственно в данных можно наблюдать некоторую неоднородность потребителей, как по индивидуальным социально-демографическим характеристикам, так и по спросу на ипотеки.  К примеру, заёмщики с низким ежемесячным доходом, как правило, не могу позволить себе большой первоначальный взнос, что ведёт к повышению их процентной ставки по ипотеке, более длительному сроку погашения и большей сумме ежегодных выплат. Отсюда следует ключевая гипотеза исследования: спрос на ипотеку со стороны таких домохозяйств будет менее эластичным по процентной ставке, чем со стороны домохозяйств с высоким ежемесячным доходом.

Гипотеза выбрана неслучайно. Так, например, Attanasio et. al (2008) на данных по рынку автокредитов в США показали, что эластичности долга к залогу по процентной ставке и сроку погашения меняются в разных точка распределения. Более того, исследователям удалось выяснить, что более рисковые клиенты (тем, кому меньше склонны доверять при выдаче кредитов) нечувствительны к процентной ставке, но высоко чувствительны к сроку погашения. В то же время, у кредитоспособных клиентов ситуация иная: они чувствительны к процентной ставке, но нечувствительны к сроку погашения кредита.

Спрос на ипотеку представлен в виде одновременного выбора потребителем параметров кредита (размер кредита, соотношение долга к залогу, процентная ставка, срок погашения) и моделируется системой одновременных уравнений.  Ключевым результатом исследования является следующее:  те заёмщики, которые более чувствительны к изменению процентной ставки по ипотеке, также более чувствительны к сроку погашения. Более того, Евгений предполагает, что низкая эластичность спроса на ипотеку по ставке процента и сроку погашения присуща тем домохозяйствам, которые используют специальные программы АИЖК, как единственное доступное средство для улучшения жилищных условий.

Семинар прошёл очень продуктивно, участники высказали свои замечания, пожелания по поводу улучшения представления полученных результатов и направления дальнейших исследований.