• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шестой семинар НУГ по исследованию государственных закупок

7 мая 2024 года состоялся шестой семинар Научно-учебной группы по исследованию государственных закупок. На встрече участники обсудили результаты проведенного опроса заказчиков. Опрос был направлен на выявление стимулов и барьеров при проведении государственных закупок инновационной продукции.

Анкетирование проводилось в три волны. В первую волну опросник был разослан на 98 000 адресов заказчиков, которые ранее были выгружены при помощи сервиса Контур.закупки. Далее, во вторую и третью волны, с перерывом в несколько дней опросник был отправлен сначала тем, кто прочитал письмо, но не перешел по ссылке на опрос, а затем тем, кто не открывал письмо с опросом. Итоговая конверсия составила 1,8%, что является достаточно высоким показателем для подобных массовых онлайн-опросов.

Всего анкету заполнили 1836 человек. Из всех респондентов, прошедших опрос, 92% непосредственно занимаются закупками в своей организации. Более 7% знают особенности закупок и процедуру проведения. Лишь 1% опрошенных не имели никакого отношения к закупкам. Что касается территориального распределения заказчиков, большинство респондентов были из Центрального, Северо-Западного и Приволжского ФО (от каждого почти 20% опрошенных). Наименьшее количество респондентов были из Северо-Кавказского и Дальневосточного ФО.

Большинство респондентов были из бюджетных учреждений регионального уровня – более 20%. Чуть меньше респондентов – представители бюджетных учреждений муниципального и федерального уровней, автономных учреждений, а также органов местного самоуправления и казенных учреждений. Остальные респонденты являются представителями федеральных и региональных органов власти, унитарных предприятий, госкорпораций, госкомпаний, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных организаций. Подавляющее большинство респондентов осуществляют закупки по 44-ФЗ (54%). Менее половины опрошенных размещают закупки либо только по 223-ФЗ, либо одновременно по двум законам (44-ФЗ и 223-ФЗ). Годовой бюджет на закупки у 70% организаций не более 100 млн рублей. Только у 8% организаций объем закупок в год свыше 1000 млн рублей. 

14,5% респондентов ответили, что размещают закупки инновационной продукции. Некоторые заказчики размещают нулевые планы инновационных закупок, а кто-то даже сам участвует в таких конкурсах как исполнитель (поставщик). На вопрос об объеме закупок инновационной продукции 18% респондентов ответили, что инновационная продукция составляет менее 1% в общем объеме закупок. 

Российские заказчики часто закупают:
Медицинские инструменты и оборудование (ОКПД 2-32.50) – 59% от всей выборки;

Технику и информационные технологии (ОКПД 2-62) – 57,4% ;

Машины и оборудование (ОКПД 2-28) – 39,6% ;

Реже всего, по мнению заказчиков, в России закупают Химико-технологические инновации (ОКПД 2-20), их отметили лишь 8% респондентов.

Большинство респондентов согласны с утверждениями, что инновационная продукция дороже обычной продукции и инновационную продукцию сложнее купить, чем обычную продукцию. Многие согласны, что инновационная продукция качественнее, чем обычная продукция.  Одним из самых значимых стимулов при закупках инновационной продукции для заказчиков является информирование о преимуществах проведения закупок инновационной продукции. Также в число стимулов входят установленные законом преференции при закупках инновационной продукциии методические рекомендации по проведению закупок инновационной продукции от органов власти и регуляторов. Наиболее значимыми барьерами к проведению закупок инноваций заказчики считают строгость закупочного законодательства,а также сложности с классификацией продукции как инновационной.

Последний блок вопросов в анкете был посвящен закупкам НИОКР. Почти 5% опрошенных регулярно проводят такие закупки. Чаще всего закупают НИОКР в сфере технических наук и технологий (например, нанотехнологии, защита информации), а также компьютерные науки и информационные технологии. 

На следующем семинаре участники НУГ представят к обсуждению проект второй статьи.