• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология научных исследований в менеджменте: исследования в государственном и муниципальном управлении

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Кто читает:
Кафедра иностранных языков (Пермь) (Факультет менеджмента (Пермь))
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к Циклу дисциплин по выбору. Формат изучения дисциплины: с использованием онлайн-курса «Методы исследований в менеджменте» (платформа «Открытое образование») https://openedu.ru/course/msu/METHODSMANAGMENT/ В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками: Знать основные сферы государственного регулирования, функции государства и органов власти различного уровня, принципы организации деятельности органов исполнительной власти и государственных служащих, процессы реализации государственных функций и предоставления государственных услуг; Уметь ориентироваться в направлениях современных реформ в сфере государственного управления, применяемой методологии исследований; Иметь навыки (приобрести опыт) проведения научно-исследовательской работы в сфере государственного и муниципального управления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Методология научных исследований в менеджменте: исследования в государственном и муниципальной управлении» является Развитие навыков планирования и реализации научного исследования с применением широкого спектра методов сбора и анализа данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объяснить, что понимается под научным исследованием. Применять семь шагов гипотетико-дедуктивного метода
  • Определять проблемные области, преобразовывать широкую формулировку проблемы в цель исследования. Подготовить обзор литератур по любой интересующей теме.
  • Разработать план исследования. Различать первичные и вторичные методы сбора данных.
  • Составить план, сформировать дизайн и реализовать интервью, наблюдение, анкетирование и эксперимент
  • Описать цели и особенности различных типов шкал, понятие валидности и надежности шкалы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Роль и понятие исследовательской деятельности в государственном и муниципальном управлении
  • Постановка проблемы и критический обзор литературы
  • Дизайн исследования. Методы первичного сбора данных. Операционализация измерения переменных: выбор шкал, достижение валидности и надежности. Формирование выборки.
  • Экспертные интервью
  • Качественные социологические методы исследований в сфере ГМУ (интервью, наблюдения)
  • Кабинетное исследование (desk research) как предварительный этап исследовательского проекта. Поиск и сбор данных в сфере ГМУ из открытых источников
  • Метод кейс-стади в анализе государственной /муниципальной политики
  • Тексты как источник в исследованиях в ГМУ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка аудиторной работы проводится в виде микроконтролей по материалам предыдущей лекции, групповых экспресс-заданий на очередной интерактивной лекции, групповых заданий для закрепления материала, который был изучен на очередной лекции. Микроконтроли организуются с использованием приложения Socrative, включают 4-6 вопросов, рассчитаны на 10-15 минут, проводятся в начале занятия. Оценка за микроконтроль выставляется в соответствии с количеством правильных ответов. Групповые экспресс-задания представляют собой 15-минутные задания по только что изученному материалу, обсуждаются сначала в мини-группах, потом представляются на общее обсуждения, предполагают критическую оценку со стороны преподавателя. Экспресс-задания оцениваются по 5-ти балльной шкале. Групповые задания для закрепления вновь изученного материала рассчитаны на 20-25 минут. Они предполагают проработку нескольких вопросов, последующий доклад и критическую оценку со стороны преподавателя. Групповые задания оцениваются по 10-ти балльной шкале. Все оценки за аудиторную работу вносятся в Ведомость посещаемости и успеваемости (Excel-таблица), которая представляется слушателям после каждого занятия. В Ведомости отражается количество запланированных занятий, в последнем столбце блока «Оценка аудиторной работы» отражается Ориентировочная оценка за аудиторную работу, которая определяется как сумма накопленных баллов, взвешенная по максимальной сумме, накопленной наиболее успешным слушателем, переведенная в 10-ти балльную шкалу. Таким образом, все слушатели отслеживают перспективы своей оценки за аудиторную работу, начиная с первых занятий. По завершении курса Итоговая оценка аудиторной работы выставляется по усмотрению преподавателя с учетом Ориентировочной оценки. Для оценки участия студентов в дискуссиях (форма контроля: аудиторная работа): • полнота и правильность ответа; • степень понимания и осознанности материала; • посещаемость. Оценка «Отлично» ( 8 баллов): студент демонстрирует полное понимание материала, дает верные определения основных понятий, корректно использует терминологический аппарат, может обосновать свои суждения. Студент приводит примеры не только из рекомендуемой литературы, но и самостоятельно составленные, демонстрирует способности анализа и высокий уровень самостоятельности. Занимает активную позицию в дискуссии. Студент не имеет пропусков семинарских занятий без уважительной причины. Оценка «Хорошо» (7, 6 баллов): студент демонстрирует полное понимание материала, дает верные определения основных понятий, корректно использует терминологический аппарат, может обосновать свои суждения. Студент приводит примеры и демонстрирует высокий уровень самостоятельности, устанавливает причинно-следственные связи обсуждаемых проблем. Имеет не более 1 пропуска семинарских занятий без уважительной причины. Оценка «Удовлетворительно» (5,4 баллов): студент слабо ориентируется в материале, допускает ошибки и неточности в определении основных понятий, преимущественно корректно использует терминологический аппарат. Студент недостаточно доказательно и полно обосновывает свои суждения, с затруднением приводит свои примеры. Имеет не более трех пропусков семинарских занятий без уважительной причины. Оценка «Неудовлетворительно» (3,2,1 баллов): студент не ориентируется в материале, допускает ошибки и неточности в определении основных понятий, некорректно использует терминологический аппарат. Студент не умеет приводить примеры, аргументированно доказывать свои суждения. Имеет более половины пропусков семинарских занятий без уважительной причины.
  • неблокирующий Освоение онлайн-курса
    Задания в рамках онлайн курсов оцениваются по правилам онлайн курсов. Все другие задания текущего контроля оцениваются по десятибалльной шкале
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    В самостоятельной работе должен быть представлен дизайн планируемого исследования. Для достижения цели курсовой работы студент должен выбрать три метода из нижеперечисленных, и дать обоснование их использования, а также детально описать, каким образом планируется проводить эмпирическое исследование по каждому направлению. Например, если цель курсовой работы - «оценить эффективность работы МФЦ в городе N», то выбранные методы и, соответственно, направления исследования: 1) массовый опрос в форме письменного анкетирования посетителей МФЦ; 2) экспертные интервью с сотрудниками МФЦ, чиновниками и специалистами в сфере ГМУ; 3) наблюдение в МФЦ. Методы исследования: массовый опрос с использованием анкетирования; экспертный опрос на основе интервью; наблюдение; моделирование; анализ статистических данных; кейс-стади; контент-анализ или дискурс-анализ. Самостоятельная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями к оформлению курсовой, что предполагает в первую очередь наличие титульного листа. Структура самостоятельной работы (разделы): • цель и тема курсовой работы, далее по каждому из трех выбранных методов: • задача курсовой работы, которую планируется решать с использованием выбранного метода анализа; • гипотеза, которую планируется тестировать, ожидаемые результаты анализа; • описание дизайна анализа (непосредственный предмет анализа, конкретный тип или вид анализа, форма сбора данных и т. д.); • обоснование выбранного метода (1-2 абзаца, со ссылками на научную литературу); • описание и обоснование выборки (sampling); • разработанный инструментарий для сбора данных (анкета, гайд интервью, план наблюдений, план кейс-стади, ключевые слова для контент—анализа и т. д.); • план-график сбора данных для анализа; • план/методология обработки и анализа собранных данных; • ограничения и риски планируемого дизайна исследования, способы их минимизации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Работа на семинарах + 0.5 * Самостоятельная работа + 0.2 * Освоение онлайн-курса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Research Methods in Practice. Strategies for Description and Causation, Remler D.K., Gregg G.V.R., 2011
  • Understanding Communication Research Methods. A Theoretical and Practical Approach, Croucher S.M., Cronn-Mills D., 2015
  • Vigoda-Gadot, E., & Vashdi, D. R. (2020). Handbook of Research Methods in Public Administration, Management and Policy. Edward Elgar Publishing.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Handbook of Research Methods and Applications in Political Science. (2016). Edward Elgar. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.research.vu.nl.publications.79adffd0.782e.411f.b258.53afc56be456
  • Sobrino, J., & Kresl, P. K. (2013). Handbook of Research Methods and Applications in Urban Economies. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=495613