• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

46.04.01 История

Утверждение программы
Программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» утверждена Ученым советом НИУ ВШЭ 27.09.2019 протокол №13
Дата обновления паспорта
25.08.2023 № 8.2.2.4-15.7/01
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Траектории

2023/2024 учебный год

Цифровые методы в гуманитарных науках (23/24)

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:

КОР-1

Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных

КОР-2

Знает историю и состояние цифровых гуманитарных наук, существующие подходы, направления, понимает связи с другими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, понимает возможности и ограничения методов цифровых гуманитарных наук

КОР-3

Умеет формулировать исследовательскую задачу в области цифровых гуманитарных наук, выбирает и применяет необходимые методы и инструменты ее решения

КОР-4

Владеет навыками проектного менеджмента применительно к цифровым гуманитарным проектам, способен работать в междисциплинарной проектной команде и организовать ее работу

КОР-5

Владеет методами и инструментами цифровых гуманитарных наук на уровне, достаточном для решения профессиональных задач

Характеристика профессиональной деятельности:

Выпускники программы работают:

в университетах – научными сотрудниками, преподавателями и «проводниками» между гуманитарными исследователями и технологиями;
в отделах информатизации различных организаций в проектах по разработке и внедрению концепций информатизации;
в культурных проектах в сфере edutainment;
в области оцифровки и долговременного хранения, визуализации исторической информации и ее представлении в Интернете, социальныеках, музеях и архивах в качестве научных сотрудников и сотрудников, осуществляющих проекты популяризации фондов, оцифровки коллекций и создания виртуальных объектов и коллекций;
в российских и международных IT-компаниях, которые занимаются оцифровкой и/или визуализациейй данных;
в СМИ, в том числе в аналитических и инфографических отделах (data journalism).

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-1 Способен проводить самостоятельные фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
ПК-2 Способен анализировать и предлагать научно обоснованную интерпретацию исторических событий в их взаимосвязи в соответствии с требованиями современной исторической науки;
ПК-3 Способен представлять результаты своего исследования, используя специальную терминологию;
ПК-4 Способен осуществлять научную полемику в устном и письменном виде;
ПК-5 Способен анализировать полученную информацию с использование современных программных средств;
ПК-6 Способен осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке;
ПК-7 Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональных задачами;
ПК-8 Способен мотивировать других на самостоятельную работу;
ПК-9 Способен формировать у учащихся умения и навыки восприятия исторического текста;
ПК-10 Способен осуществлять историко-культурную экспертизу и анализ;
ПК-11 Способен разрабатывать стратегии, направленные на сохранение, признание предметов и объектов, как памятников культурноисторического наследия;
ПК-12 Способен выступать с культурно-просветительскими лекциями, участвовать в культурно-просветительских мероприятиях, организованных СМИ;
ПК-13 Способен готовить к публикации тексты на русском, иностранных и древних языках, в т.ч. с использованием электронных средств.
 
Характеристика образовательных модулей:

Программа включает:

• Дисциплину «Digital Humanities: введение в цифровые гуманитарные исследования», научно-исследовательский семинар «Методология современных социогуманитарных исследований», проектный семинар «Менеджмент цифровых проектов», семинар наставника

• Дисциплины «Программирование на Python» и «Анализ данных», задачей которых является обучение студентов современным практикам анализа данных, статистическим методам, основам машинного обучения

• Практические курсы по анализу гуманитарной информации, проектированию и разработке цифровых ресурсов: «Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях», «Цифровые методы в сохранении и презентации культурного наследия», «VR/AR для культуры и искусства», «Новые медиа», «Социально-сетевой анализ в гуманитарных науках»

• Дисциплины по выбору и факультативы по ИТ, праву, менеджменту, межкультурной коммуникации и др.

2022/2023 учебный год

Цифровые методы в гуманитарных науках

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:

КОР-1

Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных

КОР-2

Знает историю и состояние цифровых гуманитарных наук, существующие подходы, направления, понимает связи с другими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, понимает возможности и ограничения методов цифровых гуманитарных наук

КОР-3

Умеет формулировать исследовательскую задачу в области цифровых гуманитарных наук, выбирает и применяет необходимые методы и инструменты ее решения

КОР-4

Владеет навыками проектного менеджмента применительно к цифровым гуманитарным проектам, способен работать в междисциплинарной проектной команде и организовать ее работу

КОР-5

Владеет методами и инструментами цифровых гуманитарных наук на уровне, достаточном для решения профессиональных задач

Характеристика профессиональной деятельности:

Выпускники программы работают:

  • в университетах – научными сотрудниками, преподавателями и «проводниками» между гуманитарными исследователями и технологиями;
  • в отделах информатизации различных организаций в проектах по разработке и внедрению концепций информатизации;
  • в культурных проектах в сфере edutainment;
  • в области оцифровки и долговременного хранения, визуализации исторической информации и ее представлении в Интернете, социальныеках, музеях и архивах в качестве научных сотрудников и сотрудников, осуществляющих проекты популяризации фондов, оцифровки коллекций и создания виртуальных объектов и коллекций;
  • в российских и международных IT-компаниях, которые занимаются оцифровкой и/или визуализациейй данных;
  • в СМИ, в том числе в аналитических и инфографических отделах (data journalism).

Профессиональные компетенции (ПК):

  • ПК-1 Способен проводить самостоятельные фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
  • ПК-2 Способен анализировать и предлагать научно обоснованную интерпретацию исторических событий в их взаимосвязи в соответствии с требованиями современной исторической науки;
  • ПК-3 Способен представлять результаты своего исследования, используя специальную терминологию;
  • ПК-4 Способен осуществлять научную полемику в устном и письменном виде;
  • ПК-5 Способен анализировать полученную информацию с использование современных программных средств;
  • ПК-6 Способен осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке;
  • ПК-7 Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональных задачами;
  • ПК-8 Способен мотивировать других на самостоятельную работу;
  • ПК-9 Способен формировать у учащихся умения и навыки восприятия исторического текста;
  • ПК-10 Способен осуществлять историко-культурную экспертизу и анализ;
  • ПК-11 Способен разрабатывать стратегии, направленные на сохранение, признание предметов и объектов, как памятников культурноисторического наследия;
  • ПК-12 Способен выступать с культурно-просветительскими лекциями, участвовать в культурно-просветительских мероприятиях, организованных СМИ;
  • ПК-13 Способен готовить к публикации тексты на русском, иностранных и древних языках, в т.ч. с использованием электронных средств.
Характеристика образовательных модулей:

Программа включает:

  • Исторические и общегуманитарные курсы, обеспечивающие теоретическую базу программы: «История исторической науки»; «Историческая текстология»; «Визуальные исследования»;
  • Установочный курс «Digital Humanities»;
  • Курс «Введение в науку о данных», задачей которого является обучение студентов современным практикам анализа данных, статистическим метрикам и процедурам, машинному обучению;
  • Практические курсы по анализу гуманитарной информации, проектированию и разработке цифровых ресурсов: «Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях», «Цифровые методы в сохранении и презентации историко-культурного наследия», «Цифровое образование», «Новые медиа», «Цифровые технологии работы с текстами», «Пространственный анализ в гуманитарных науках», «Социально-сетевой анализ в гуманитарных науках»;
  • Курсы по выбору и факультативы по ИТ, праву, менеджменту, межкультурной коммуникации и др.
Конкурентные преимущества программы

Цель программы – подготовка специалистов, владеющих современными инструментами работы с цифровыми данными, применением цифровых технологий в исследовании гуманитарных объектов и сохранении культурного наследия. Магистратура ориентирована на студентов с различным бекграундом, получивших ранее как гуманитарное, так и техническое образование. Программа включает академический, практико-ориентированный и проектный компоненты, ориентирована на формирование исследовательских и инструментальных компетенций. Проектный компонент предполагает выполнение цифровых проектов в области культуры, медиа, репрезентации культурного наследия. Программа разработана в рамках направления 46.04.01 История, но ориентирована на широкую гуманитарную рамку.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Выпускники программы работают:

  • в университетах – научными сотрудниками, преподавателями и «проводниками» между гуманитарными исследователями и технологиями;
  • в отделах информатизации различных организаций в проектах по разработке и внедрению концепций информатизации;
  • в культурных проектах в сфере edutainment;
  • в области оцифровки и долговременного хранения, визуализации исторической информации и ее представлении в Интернете, социальныеках, музеях и архивах в качестве научных сотрудников и сотрудников, осуществляющих проекты популяризации фондов, оцифровки коллекций и создания виртуальных объектов и коллекций;
  • в российских и международных IT-компаниях, которые занимаются оцифровкой и/или визуализациейй данных;
  • в СМИ, в том числе в аналитических и инфографических отделах (data journalism).

Профессиональные компетенции (ПК):

  • ПК-1 Способен проводить самостоятельные фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
  • ПК-2 Способен анализировать и предлагать научно обоснованную интерпретацию исторических событий в их взаимосвязи в соответствии с требованиями современной исторической науки;
  • ПК-3 Способен представлять результаты своего исследования, используя специальную терминологию;
  • ПК-4 Способен осуществлять научную полемику в устном и письменном виде;
  • ПК-5 Способен анализировать полученную информацию с использование современных программных средств;
  • ПК-6 Способен осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке;
  • ПК-7 Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональных задачами;
  • ПК-8 Способен мотивировать других на самостоятельную работу;
  • ПК-9 Способен формировать у учащихся умения и навыки восприятия исторического текста;
  • ПК-10 Способен осуществлять историко-культурную экспертизу и анализ;
  • ПК-11 Способен разрабатывать стратегии, направленные на сохранение, признание предметов и объектов, как памятников культурноисторического наследия;
  • ПК-12 Способен выступать с культурно-просветительскими лекциями, участвовать в культурно-просветительских мероприятиях, организованных СМИ;
  • ПК-13 Способен готовить к публикации тексты на русском, иностранных и древних языках, в т.ч. с использованием электронных средств.
Характеристики образовательных модулей программы

Программа включает:

  • Исторические и общегуманитарные курсы, обеспечивающие теоретическую базу программы: «История исторической науки»; «Историческая текстология»; «Визуальные исследования»;
  • Установочный курс «Digital Humanities»;
  • Курс «Введение в науку о данных», задачей которого является обучение студентов современным практикам анализа данных, статистическим метрикам и процедурам, машинному обучению;
  • Практические курсы по анализу гуманитарной информации, проектированию и разработке цифровых ресурсов: «Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях», «Цифровые методы в сохранении и презентации историко-культурного наследия», «Цифровое образование», «Новые медиа», «Цифровые технологии работы с текстами», «Пространственный анализ в гуманитарных науках», «Социально-сетевой анализ в гуманитарных науках»;
  • Курсы по выбору и факультативы по ИТ, праву, менеджменту, межкультурной коммуникации и др.
Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Цифровые методы в гуманитарных науках»

Перейти к содержанию программы