• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

46.04.01 History

Approved by
Программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» утверждена Ученым советом НИУ ВШЭ 27.09.2019 протокол №13
Last Update
25.08.2023 № 8.2.2.4-15.7/01
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 years

Full-time, 120

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Master

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Tracks

2023/2024 Academic year

Digital Humanities

Type: General
Track Supervisor: Ismakaeva, Iliana
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:

КОР-1

Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных

КОР-2

Знает историю и состояние цифровых гуманитарных наук, существующие подходы, направления, понимает связи с другими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, понимает возможности и ограничения методов цифровых гуманитарных наук

КОР-3

Умеет формулировать исследовательскую задачу в области цифровых гуманитарных наук, выбирает и применяет необходимые методы и инструменты ее решения

КОР-4

Владеет навыками проектного менеджмента применительно к цифровым гуманитарным проектам, способен работать в междисциплинарной проектной команде и организовать ее работу

КОР-5

Владеет методами и инструментами цифровых гуманитарных наук на уровне, достаточном для решения профессиональных задач

Description of the professional field:

Выпускники программы работают:

в университетах – научными сотрудниками, преподавателями и «проводниками» между гуманитарными исследователями и технологиями;
в отделах информатизации различных организаций в проектах по разработке и внедрению концепций информатизации;
в культурных проектах в сфере edutainment;
в области оцифровки и долговременного хранения, визуализации исторической информации и ее представлении в Интернете, социальныеках, музеях и архивах в качестве научных сотрудников и сотрудников, осуществляющих проекты популяризации фондов, оцифровки коллекций и создания виртуальных объектов и коллекций;
в российских и международных IT-компаниях, которые занимаются оцифровкой и/или визуализациейй данных;
в СМИ, в том числе в аналитических и инфографических отделах (data journalism).

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-1 Способен проводить самостоятельные фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
ПК-2 Способен анализировать и предлагать научно обоснованную интерпретацию исторических событий в их взаимосвязи в соответствии с требованиями современной исторической науки;
ПК-3 Способен представлять результаты своего исследования, используя специальную терминологию;
ПК-4 Способен осуществлять научную полемику в устном и письменном виде;
ПК-5 Способен анализировать полученную информацию с использование современных программных средств;
ПК-6 Способен осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке;
ПК-7 Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональных задачами;
ПК-8 Способен мотивировать других на самостоятельную работу;
ПК-9 Способен формировать у учащихся умения и навыки восприятия исторического текста;
ПК-10 Способен осуществлять историко-культурную экспертизу и анализ;
ПК-11 Способен разрабатывать стратегии, направленные на сохранение, признание предметов и объектов, как памятников культурноисторического наследия;
ПК-12 Способен выступать с культурно-просветительскими лекциями, участвовать в культурно-просветительских мероприятиях, организованных СМИ;
ПК-13 Способен готовить к публикации тексты на русском, иностранных и древних языках, в т.ч. с использованием электронных средств.
 
Description of educational modules:

Программа включает:

• Дисциплину «Digital Humanities: введение в цифровые гуманитарные исследования», научно-исследовательский семинар «Методология современных социогуманитарных исследований», проектный семинар «Менеджмент цифровых проектов», семинар наставника

• Дисциплины «Программирование на Python» и «Анализ данных», задачей которых является обучение студентов современным практикам анализа данных, статистическим методам, основам машинного обучения

• Практические курсы по анализу гуманитарной информации, проектированию и разработке цифровых ресурсов: «Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях», «Цифровые методы в сохранении и презентации культурного наследия», «VR/AR для культуры и искусства», «Новые медиа», «Социально-сетевой анализ в гуманитарных науках»

• Дисциплины по выбору и факультативы по ИТ, праву, менеджменту, межкультурной коммуникации и др.

2022/2023 Academic year

Digital Humanities

Type: General
Track Supervisor: Gagarina, Dinara
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:

КОР-1

Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных

КОР-2

Знает историю и состояние цифровых гуманитарных наук, существующие подходы, направления, понимает связи с другими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, понимает возможности и ограничения методов цифровых гуманитарных наук

КОР-3

Умеет формулировать исследовательскую задачу в области цифровых гуманитарных наук, выбирает и применяет необходимые методы и инструменты ее решения

КОР-4

Владеет навыками проектного менеджмента применительно к цифровым гуманитарным проектам, способен работать в междисциплинарной проектной команде и организовать ее работу

КОР-5

Владеет методами и инструментами цифровых гуманитарных наук на уровне, достаточном для решения профессиональных задач

Description of the professional field:

Выпускники программы работают:

  • в университетах – научными сотрудниками, преподавателями и «проводниками» между гуманитарными исследователями и технологиями;
  • в отделах информатизации различных организаций в проектах по разработке и внедрению концепций информатизации;
  • в культурных проектах в сфере edutainment;
  • в области оцифровки и долговременного хранения, визуализации исторической информации и ее представлении в Интернете, социальныеках, музеях и архивах в качестве научных сотрудников и сотрудников, осуществляющих проекты популяризации фондов, оцифровки коллекций и создания виртуальных объектов и коллекций;
  • в российских и международных IT-компаниях, которые занимаются оцифровкой и/или визуализациейй данных;
  • в СМИ, в том числе в аналитических и инфографических отделах (data journalism).

Профессиональные компетенции (ПК):

  • ПК-1 Способен проводить самостоятельные фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
  • ПК-2 Способен анализировать и предлагать научно обоснованную интерпретацию исторических событий в их взаимосвязи в соответствии с требованиями современной исторической науки;
  • ПК-3 Способен представлять результаты своего исследования, используя специальную терминологию;
  • ПК-4 Способен осуществлять научную полемику в устном и письменном виде;
  • ПК-5 Способен анализировать полученную информацию с использование современных программных средств;
  • ПК-6 Способен осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке;
  • ПК-7 Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональных задачами;
  • ПК-8 Способен мотивировать других на самостоятельную работу;
  • ПК-9 Способен формировать у учащихся умения и навыки восприятия исторического текста;
  • ПК-10 Способен осуществлять историко-культурную экспертизу и анализ;
  • ПК-11 Способен разрабатывать стратегии, направленные на сохранение, признание предметов и объектов, как памятников культурноисторического наследия;
  • ПК-12 Способен выступать с культурно-просветительскими лекциями, участвовать в культурно-просветительских мероприятиях, организованных СМИ;
  • ПК-13 Способен готовить к публикации тексты на русском, иностранных и древних языках, в т.ч. с использованием электронных средств.
Description of educational modules:

Программа включает:

  • Исторические и общегуманитарные курсы, обеспечивающие теоретическую базу программы: «История исторической науки»; «Историческая текстология»; «Визуальные исследования»;
  • Установочный курс «Digital Humanities»;
  • Курс «Введение в науку о данных», задачей которого является обучение студентов современным практикам анализа данных, статистическим метрикам и процедурам, машинному обучению;
  • Практические курсы по анализу гуманитарной информации, проектированию и разработке цифровых ресурсов: «Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях», «Цифровые методы в сохранении и презентации историко-культурного наследия», «Цифровое образование», «Новые медиа», «Цифровые технологии работы с текстами», «Пространственный анализ в гуманитарных науках», «Социально-сетевой анализ в гуманитарных науках»;
  • Курсы по выбору и факультативы по ИТ, праву, менеджменту, межкультурной коммуникации и др.
Competitive Advantages

Цель программы – подготовка специалистов, владеющих современными инструментами работы с цифровыми данными, применением цифровых технологий в исследовании гуманитарных объектов и сохранении культурного наследия. Магистратура ориентирована на студентов с различным бекграундом, получивших ранее как гуманитарное, так и техническое образование. Программа включает академический, практико-ориентированный и проектный компоненты, ориентирована на формирование исследовательских и инструментальных компетенций. Проектный компонент предполагает выполнение цифровых проектов в области культуры, медиа, репрезентации культурного наследия. Программа разработана в рамках направления 46.04.01 История, но ориентирована на широкую гуманитарную рамку.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Выпускники программы работают:

  • в университетах – научными сотрудниками, преподавателями и «проводниками» между гуманитарными исследователями и технологиями;
  • в отделах информатизации различных организаций в проектах по разработке и внедрению концепций информатизации;
  • в культурных проектах в сфере edutainment;
  • в области оцифровки и долговременного хранения, визуализации исторической информации и ее представлении в Интернете, социальныеках, музеях и архивах в качестве научных сотрудников и сотрудников, осуществляющих проекты популяризации фондов, оцифровки коллекций и создания виртуальных объектов и коллекций;
  • в российских и международных IT-компаниях, которые занимаются оцифровкой и/или визуализациейй данных;
  • в СМИ, в том числе в аналитических и инфографических отделах (data journalism).

Профессиональные компетенции (ПК):

  • ПК-1 Способен проводить самостоятельные фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
  • ПК-2 Способен анализировать и предлагать научно обоснованную интерпретацию исторических событий в их взаимосвязи в соответствии с требованиями современной исторической науки;
  • ПК-3 Способен представлять результаты своего исследования, используя специальную терминологию;
  • ПК-4 Способен осуществлять научную полемику в устном и письменном виде;
  • ПК-5 Способен анализировать полученную информацию с использование современных программных средств;
  • ПК-6 Способен осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке;
  • ПК-7 Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональных задачами;
  • ПК-8 Способен мотивировать других на самостоятельную работу;
  • ПК-9 Способен формировать у учащихся умения и навыки восприятия исторического текста;
  • ПК-10 Способен осуществлять историко-культурную экспертизу и анализ;
  • ПК-11 Способен разрабатывать стратегии, направленные на сохранение, признание предметов и объектов, как памятников культурноисторического наследия;
  • ПК-12 Способен выступать с культурно-просветительскими лекциями, участвовать в культурно-просветительских мероприятиях, организованных СМИ;
  • ПК-13 Способен готовить к публикации тексты на русском, иностранных и древних языках, в т.ч. с использованием электронных средств.
Programme Modules

Программа включает:

  • Исторические и общегуманитарные курсы, обеспечивающие теоретическую базу программы: «История исторической науки»; «Историческая текстология»; «Визуальные исследования»;
  • Установочный курс «Digital Humanities»;
  • Курс «Введение в науку о данных», задачей которого является обучение студентов современным практикам анализа данных, статистическим метрикам и процедурам, машинному обучению;
  • Практические курсы по анализу гуманитарной информации, проектированию и разработке цифровых ресурсов: «Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях», «Цифровые методы в сохранении и презентации историко-культурного наследия», «Цифровое образование», «Новые медиа», «Цифровые технологии работы с текстами», «Пространственный анализ в гуманитарных науках», «Социально-сетевой анализ в гуманитарных науках»;
  • Курсы по выбору и факультативы по ИТ, праву, менеджменту, межкультурной коммуникации и др.
Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Digital Humanities'

Go to Programme Contents and Structure