Исследования сотрудников ММЦ НИУ ВШЭ – Пермь
27 июня сотрудник ММЦ НИУ ВШЭ – Пермь Шеина Марина Витальевна провела научный семинар "Оценка эффектов сообучения в группах первого курса ФЭМБИ НИУ ВШЭ - Пермь".
В рамках семинара были представлены предварительные результаты совместного с Институтом институциональных исследований НИУ ВШЭ эмпирического исследования. Марина Витальевна осветила вопросы содержания и происхождения эффектов среды (peer group effect), а также показала их специфику в разрезе исследования сферы образования. В данном случае, они отражают зависимость результатов индивида от характеристик и действий референтной для него группы. Такие эффекты еще называют эффектами сообучения.
Эмпирическая оценка эффектов сообучения на российских данных впервые была проведена в группах студентов факультета экономики НИУ ВШЭ (Москва), поступивших в 2009 году. Было выявлено, что наличие способных студентов в группе оказывает положительное влияние на индивидуальную успеваемость, причем более сильный эффект проявляется в отношении наиболее подготовленных студентов. Увеличение же доли слабых студентов незначимо влияет на успеваемость одногруппников. Используя ту же методологию, М.В. Шеина показала, что эффекты сообучения проявляются по разному и определяются как спецификой при формировании групп, так и особенностями процесса обучения и выполняемых заданий в рамках изучения отдельных дисциплин.