We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ethnic history of the peoples of Eurasia

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
5 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Этническая история народов Евразии " имеет целью ознакомить студентов с историей народов и языков Северной Евразии с особым вниманием к Восточной Европе, Волго-Уральскому региону и Западной Сибири от древности до нового времени. Поскольку современная языковая карта обозначенной территории образована в основном тремя языковыми семьями: индоевропейской, уральской и алтайской, и именно взаимодействия народов-носителей этих языков играли ведущую роль в этнической истории, курс строится из блоков, посвященных истории этих языковых общностей. Вместе с тем по необходимости уделяется внимание и истории афразийских, севернокавказских, енисейских, чукотско-камчатских и других народов и языков В методологическом плане предполагается рассмотрение основные принципы комплексного палеоисторического (преимущественно дописьменных периодов истории человечества) исследования, имея в виду ознакомение студентов с ранними письменными, лингвистическими (включая ономастические), археологическими, антропологическими (включая генетические), палеобиогеографическими и др. источниками, с основными принципами работы с ними, критики источников и методами взаимного сопоставления их в реконструкции картины этнической истории Северной Евразии в целом. В результате у студентов должно сформироваться понимание принципов исследования этнической истории и предыстории (дописьменной истории), умение работать с разнообразным кругом источников и использовать их для создания палеоисторических моделей, критически относиться к широко распространённым антинаучным построениям в области этнической истории, знание основ этнической истории Северной Евразии, происхождения населяющих регион народов, истоков их культуры и языка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • дать общее понимание о развитии этносов, механизмах возникновения и эволюции этнического самосознания, определить основные принципы этнической истории, методы изучения этнических процессов в письменную и дописьменную эпоху (предыстория)
  • • познакомить студентов с основами методологии наук, дающих информацию для изучения этнической истории (ранние письменные источники и критика текста, сравнительно-историческое языкознание, ономастика, археология, физическая антропология, генетика, фольклористика и сравнительная мифология), применительно к изучаемому предмету, определить место и роль каждой дисциплины в этнической истории, способы и принципы сведения различных данных в этноисторическую модель
  • • рассмотреть предысторию и раннюю письменную народов индоевропейской, уральской и алтайской языковых семей по группам народов до момента формирования в основных чертах современной этноязыковой карты во взаимосвязи с историей всего континента
  • • рассмотреть проблемы древнейших этапов (VI-III тыс. до н. э.) предыстории народов индоевропейской, уральской и алтайской языковых семей на уровне прародины, познакомить с методами установления прародины и древнейших контактов и миграций
  • • рассмотреть древнейшие периоды предыстории Северной Евразии (на уровне макросемей типа ностратической, XII-VII тыс. до н. э.)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет и может применять методы исторической и типологической грамматологии. Владеет соответствующей терминологией
  • Владеет и может применять основы методологии исторических дисциплин в исследовании этнической истории
  • Формулирует специфику этнического самосознания, движущие силы его формирования, контактный способ существования этноса и принцип единства в многообразии человечества
  • Объясняет современную и историческую географию народов и языков Северной Евразии, классификацию основных языковых семей, религиозный и расовый состав населения континента
  • Интерпретирует основы предыстории и ранней этнической истории индоевропейских, уральских и алтайских народов на широком фоне этноязыковой истории Северной Евразии
  • Применяет методы исследования предыстории, формулирует современные концепции прародины индоевропейских, уральских и алтайских народов и древнейших этапов этнической истории континента
  • Демонстрирует понимание ценности культурного и языкового многообразия человечества
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Предмет, основные понятия и методы этнической истории
  • Раздел 2. Предыстория индоевропейцев
  • Раздел 3. Предыстория уральских народов
  • Раздел 4. Предыстория алтайских народов.
  • Раздел 5. Панорама этнической истории Волго-Уральского региона (обобщение).
  • Раздел 6. Древнейшая предыстория Северной Евразии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные работы по блокам тем
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Исследование по статье
  • неблокирующий Контрольные вопросы по карте
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Исследование по статье + 0.1 * Контрольные вопросы по карте + 0.1 * Контрольные вопросы по карте + 0.2 * Контрольные работы по блокам тем + 0.3 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Красухин, К. Г.  Сравнительно-историческое языкознание: введение в индоевропейское языкознание : учебник для вузов / К. Г. Красухин. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 314 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12816-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519001 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Purwitasari, A. (2018). Syntax Studies in Historical Linguistics: Word Order in English and German as Indo-Germanic Languages. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.773F31B
  • Напольских, В. В. Славяне. Ранняя этническая история : учебное пособие / В. В. Напольских. — Казань : КФУ, 2019. — 40 с. — ISBN 978-5-00130-354-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/254816 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Томашпольский, В. И.  Сравнительно-историческое романское языкознание : учебник для вузов / В. И. Томашпольский. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 367 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9908-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492131 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Мингалев Виталий Викторович