We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Europe in XVI-XVIII Centuries

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Эпоха Нового времени в мировой истории, особенно в истории Европы, представляет собой время динамики во всех областях жизни и глобальных перемен: в сфере религиозной и финансовой, международных отношений и политических форм. Это время географической, колониальной и культурной экспансии Европы, время процесса модернизации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Данная дисциплина предназначена для того, чтобы выработать у студентов понимание эпохи Нового времени как ключевого этапа формирования европейской цивилизации и одного из важнейших объектов ее рефлексии; Сформировать у студентов комплекс знаний о Европе в Новое время, об этапах и конкретных формах развития сообществ и государств в данную эпоху; Сформировать у студентов базовые умения анализировать исторические источники и работать с научной литературой по истории Европы в Новое время, а также навыки междисциплинарного анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с понятийным аппаратом дисциплины и базовой историографией
  • знание исторических процессов в Европе XVI в. и их региональной специфики
  • знание основных конфликтных зон в Европе 17 века, причин и последствий военных конфликтов, правителей и военачальников.
  • Знание специфики аграрного развития Европы 17 века
  • Знание специфики развития французского общества и государства в 17 веке.
  • Знать основные идеи и идеологов эпохи Просвещения
  • Знать основные историографические традиции изучения Французской революции
  • Знать основные колониальные империи Нового времени
  • Знать основные события истории Нидерландов и Средиземноморского региона Европы в 17 веке
  • Знать основные черты научной революции 17 века, открытия и их авторов.
  • Знать особенности социально-политического развития Европы 18 века и ее региональную специфику
  • Знать специфику изменений в финансовой и военной сфере 17 века
  • Знать специфику социально-экономического и политического развития Англии 17 века, религиозные причины "Великого бунта", систему взаимоотношений короля и парламента.
  • Знать специфику торговли в Европе 16-18 вв.
  • Уметь анализировать источники по истории Европы Нового времени
  • Уметь анализировать литературу по истории Европы Нового времени
  • Уметь анализировать региональную политику просвещенного абсолютизма
  • Уметь анализировать специфику международных отношений 18 века.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие Раннего нового времени
  • XVI век
  • XVII век – эпоха «революций». «Военная революция» и переворот в финансовой сфере.
  • XVII век. «Торговая революция».
  • XVII век. Промышленное и аграрное развитие Европы
  • Войны и международные отношения в XVII веке
  • XVII век. Франция – страна "классического абсолютизма".
  • XVII век. Англия эпохи революций
  • XVII век. «Нидерландское исключение» и стагнация средиземноморских стран.
  • XVII век. Научная революция и инновации в культуре
  • XVIII век. Международные отношения в Европе.
  • Идеология Просвещения
  • XVIII век. Просвещенный абсолютизм и его специфика в Европе.
  • Британское государство и общество XVIII века
  • Колониальные империи в Европе Нового времени
  • Американские колонии и Война за независимость
  • Французское общество XVIII: путь к Революции?
  • Старое и новое в повседневной жизни людей XVIII в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарские занятия
    Отработка семинарского занятия - по согласованию с преподавателем, в письменной форме. Отработать можно не более трех семинарских занятий, пропущенных по уважительной причине. Проходит не позднее, чем за 2 недели до экзамена. В том случае, если студент обучается он-лайн, то он сдает письменные работы по материалам семинарских занятий по согласованию с преподавателем.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на два вопроса, один из которых связан со знанием источников и историографических концепций. Итоговая оценка за экзамен складывается как средняя арифметическая за ответы на два вопроса (один вопрос общего характера, второй – на знание источников и литературы). Округление – к ближайшему целому. Процедура пересдачи предусматривает возможность заданий с измененными формулировками. В том случае, если студент обучается он-лайн, экзамены и пересдачи проходят дистанционно. В этом случае, получив вопрос, студент сразу начинает свой ответ по нему. Затем - по второму вопросу.
  • неблокирующий Рецензия на журнальную статью по тематике дисциплины
    Рецензия на статью (англоязычную) из ведущего зарубежного журнала по теме Европа 16-18 вв.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Рецензия на журнальную статью по тематике дисциплины + 0.3 * Семинарские занятия + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всемирная история : учебник для вузов, Айсина, Ф. О., 1997
  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2009
  • Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 887 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01493-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028870
  • ГЕРЦОГ ДЕ РИШЕЛЬЁ АРМАН ЖАН ДЮ ПЛЕССИ. (2012). Политическое Завещание Кардинала Герцога Де Ришельё Французскому Королю. Пространство и Время, (4 (10)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14493840
  • История экономики : учебник для вузов, Конотопов, М. В., 2001
  • История экономики зарубежных стран: Учебное пособие/В.Н.Савельев - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 311 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-009555-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/446864

Рекомендуемая дополнительная литература

  • McKinney, D., & Shepard, K. (2018). Western Civilization Since 1648 (EGA). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E09146FC
  • АПРЫЩЕНКО ВИКТОР ЮРЬЕВИЧ. (2016). Шотландская империя британской нации: колониальная деятельность и шотландская национальная идентичность в XVIII-XIX вв. Гуманитарные и Юридические Исследования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16911334
  • ГЕРЦОГ ДЕ РИШЕЛЬЁ АРМАН ЖАН ДЮ ПЛЕССИ. (2012). Политическое Завещание Кардинала Герцога Де Ришельё Французскому Королю. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3F944B42
  • Герье, В. И. Идея народовластия и французская революция 1789 года / В. И. Герье. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 580 с. — ISBN 978-5-507-39381-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/49370 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М., 2006. — 255 с. ISBN 5-9540-0050-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346164
  • История международных отношений : учебник для акад. бакалавриата, Батюк, В. И., 2016
  • История мировой экономики : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 1999
  • История мировой экономики : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2000
  • Каневский, П. (2012). Для Порядков И Правления Государства (Комментарий К Политическому Завещанию Кардинала Герцога Де Ришельё). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3FCEC72
  • Луначарский, А. В. Оливер Кромвель / А. В. Луначарский. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 44 с. — ISBN 978-5-507-40753-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/51659 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • МИНАКОВ С.Т. (2015). Маршал Тюренн и гугенотская партия во внутриполитической борьбе во Франции в 1643 г. Ученые Записки Орловского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные и Социальные Науки, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16378951
  • Мисюров, Н. Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм : учебное пособие / Н. Н. Мисюров. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 48 с. — ISBN 978-5-9765-1231-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105180 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Обжигайлов, Т. А. (2015). Уменье управлять государством – реформы Ришелье (1624–1642). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B0DEEF5
  • Попова, Е. (2012). Идейные основы гегемонистских устремлений французского абсолютизма в XVII в. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7BF7E66C
  • ТИШАКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, & ЧУМАКОВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ. (2016). Кризис И Трагедия Континента. Тридцатилетняя Война (1618-1648) В Событиях И Коллективной Памяти Европы / Науч. Ред. И Сост. Ю. Е. Ивонин И Л. И. Ивонина. - М. : Транс-Лит, 2015. - 564 С. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1635E096
  • Шаповалова, Е. (2012). Гендерный Аспект Монастырской Реформы Во Франции: Позиция Кардинала Ришелье. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.86D10F5A

Авторы

  • Воеводский Александр Валентинович
  • Уваров Павел Юрьевич
  • Шарова Антонина Владимировна