We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophical Anthropology

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Философская антропология» направлен на формирование целостного представления о ключевых философско-антропологических идеях и концепциях XX–XXI вв. Курс построен как панорама различных философских подходов к пониманию человека, предложенных наиболее значимыми мыслителями за последние сто лет – от классиков философской антропологии до современных сторонников транс- и постгуманизма. Отдельно рассматривается «философия искусственного интеллекта» (Гёдель, Хомский, Винсент Мюллер, Кревье и т.д.) и работа с GPT для решения темпоральных и антропологических философских вопросов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является освоение студентами основных философско-антропологических концепций, ознакомление с ключевыми проблемами философии человека и дискуссиями, разворачивающими внутри ее проблемного поля, а также овладение вокабуляром и категориальным аппаратом современной философской антропологии. Особое внимание в курсе уделяется рассмотрению и анализу «образов человека» и философско-антропологических метафор, ставших яркими эмблемами современного взгляда на человека – «человек эксцентрический», «человек символический», «бунтующий человек», «человек играющий», «человек эротический» и т. д.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты владеют методами исследования, сложившимися в философской /культурной антропологии
  • Студенты владеют навыками коммуникации компетенцией в рамках межличностных и профессиональных взаимодействий
  • Студенты владеют навыками оценки и философского анализа динамики социокультурных процессов современного общества
  • Студенты знают ведущие философско-антропологические теории, определившие вектор развития данной области знаний
  • Студенты знают ключевые философско-антропологические концепции и культурантропологические школы
  • Студенты знают основной корпус базовых текстов
  • Студенты знают основные методологические подходы, сложившиеся в философской /культурной антропологии
  • Студенты умеют использовать усвоенные знания для дальнейшего развития своих профессиональных компетенций
  • Студенты умеют критически оценивать методологические границы и возможности философско-антропологических теорий
  • Студенты умеют применять полученные теоретические знания в различных формах социальной и профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Философская антропология ХХ века как попытка целостного понимания человека.
  • Тема 2. Программа философского познания человека М. Шелера. «Положение человека в Космосе».
  • Тема 3. Философская антропология Х. Плеснера.
  • Тема 4. «Антропо-биологическая» философия А. Гелена.
  • Культурная (социальная) антропология в структуре социо-гуманитарного знания
  • Научная теория культуры в культурантропологической традиции
  • Методология культурантропологических исследований
  • Историческая динамика культуры
  • Тема 17. Континентальная философия после Второй мировой войны
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Написание эссе-размышления по философско-антропологической проблематике
  • неблокирующий Итоговый тест
    Написание итогового текста по всем тематическим блокам курса.
  • неблокирующий Устные ответы на семинарских занятиях
    Содержательные ответы на семинарских занятиях по заявленной тематике и обсуждение вопросов, связанных с проблематикой текстов первоисточников.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Итоговый тест + 0.3 * Устные ответы на семинарских занятиях + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Benedict, R. (1989). The Chrysanthemum and the Sword. Boston, Mass: Mariner Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=10167
  • Geertz, C. (DE-588)118965182, (DE-576)161077250. (1973). The interpretation of cultures : selected essays / by Clifford Geertz. New York, NY: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.004027388
  • Malinowski, B. (2014). A Scientific Theory of Culture and Other Essays : [1944]. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=816797
  • Malinowski, B., & Young, M. W. (2017). Routledge Revivals: The Ethnography of Malinowski (1979) : The Trobriand Islands 1915-18. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1552975

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A. R. Radcliffe-Brown. (1977). Two letters from Radcliffe-Brown to Evans-Pritchard. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B9FE028B
  • E. E. Evans-Pritchard. (1960). The Organization of a Zande Kingdom. Cahiers d’études Africaines, (4), 5. https://doi.org/10.3406/cea.1960.3678
  • E. E. Evans-Pritchard. (1973). Some reminiscences and reflections on fieldwork. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6443D7CC
  • E. E. Evans-Pritchard. (1973). The intellectualist (English) interpretation of magic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.95811B2
  • E. E. Evans-Pritchard. (1996). A glimpse of Evans-Pritchard through his correspondence with Lowie and Kroeber[selection and introduction by P. Matthey]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B6201C9A
  • Evans-Pritchard, E. (2004). Social Anthropology. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=650150
  • Malinowski, B. (1884-1942). (1926). Myth in primitive psychology ; Psyche Miniatures. General Series ; no 6. Poland, Europe: Kegan Paul, Trench Trubner & Co., Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5A35B22B
  • Malinowski, B. (1922). Ethnology and the Study of Society. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89E02FF4
  • Malinowski, B. (2013). The Father in Primitive Psychology and Myth in Primitive Psychology : [1927]. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=570335
  • Radcliffe Brown, A. (2011). Some Problems of Bantu Sociology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.37F371A5
  • Radcliffe-Brown, A. R. (Alfred R. 1881-1955. (1922). The Andaman islanders; a study in anthropology (Anthony Wilkin studentship research, 1906) by A.R. Brown. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.10B9E6A6
  • Radcliffe-Brown, A. R., & Kuper, A. (2004). The Social Anthropology of Radcliffe-Brown. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=661115

Авторы

  • Мингалев Виталий Викторович
  • Прозументик Кирилл Витальевич