We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Europe in IV - XV Сenturies

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения дисциплины "Европа IV-XV вв." студенты осваивают базовый фактологический, источниковедческий и историографический материал, относящийся к истории Европы IV-XV вв., основы методологии обращения с указанным материалом для анализа ретроспективной информации. Также обучающиеся приобретают навыки применения, как знаний, так и методов для суммирования имеющегося и выявления нового знания о прошлом, учатся применять полученные базовые знания в образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов представление о медиевистике как составляющей части исторического знания, обладающей специфическим предметом и объектом и комплексом специальных методов изучения и исследования;
  • Выработать у студентов понимание эпохи Средневековья как одного из ключевых элементов самоидентификации европейской цивилизации и одного из важнейших объектов ее рефлексии;
  • Сформировать у студентов комплекс знаний о европейском Средневековье, об этапах и конкретных формах развития латинской Европы и (частично) византийского «сообщества» как в их цивилизационном единстве, так и в многообразии конкретных проявлений;
  • Сформировать у студентов базовые умения анализировать средневековые исторические источники и работать с академической литературой по истории Средних веков, а также навыки междисциплинарного анализа;
  • Выработать у студентов гуманистические ценности на основе культурно-антропологического подхода в изучении Средневековья.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и умеет сравнивать и выявлять разные концепции феодализма.
  • Знает историю развития городов и урбанизации в Европе. Умеет сравнивать разный точки зрения и аргументировано отстаивает одну из них.
  • Знает историю развития образования в Европе в средние века и «интеллектуального класса»
  • Знает историю развития представлений о средних веках в общественном сознании и исторической науке.
  • Знает историю развития христианской церкви. Умеет выявлять признаки различных течений христианства. Разбирается в символике и семантике христианства.
  • Знает основные философские трактовки понимание власти в Европе и их развитие. Может выявлять трактовки власти в научных текстах.
  • Знать и уметь применять знания об экономической истории Европы в Средние века.
  • Имеет представление о развитии в эпоху средних веков права и формирование современных правовых семей. Может использовать правовые источники для получения исторической и социально-экономической информации об обществе в эпоху Средних веков
  • Может выявлять имагинарность в современной массовой культуре. Успешно участвует в дискуссиях на семинарах, формирует текстовые вариации с использованием научно-популярного стиля.
  • Оценивает значение сохранения мирового культурного наследия в соотношении с необходимым техническим развитием цивилизации. Демонстрирует устойчивое понимание гуманистических ценностей в области культурного наследия.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. «Изобретение» Средневековья. Смысловые наполнения понятия «Средние века»
  • Тема 2. Реформы Диоклетиана и Константина. Трансформации империи в IV – V вв.
  • Тема 3. "Падение империи"
  • Тема 4. «Долгая Античность»: римский мир после Римской империи.
  • Тема 5. «Удержание Запада»: Церковь в V-XI веках.
  • Тема 6. Восточная периферия: рождение халифата.
  • Тема 7. Византия V-XI вв.
  • Тема 8. Церковь и Империя: борьба за инвеституру.
  • Тема 9. Европейский феодализм
  • Тема 10. Средневековый город
  • Тема 11. Ренессанс XII века
  • Тема 12. Общее право Европы (ius commune)
  • Тема 13. Церковь в период Высокого и позднего Средневековья
  • Тема 14. Византия в XII – XV вв.
  • Тема 15. Кризис XIV в.
  • Тема 16. Собирание Европы: формирование единых королевств
  • Тема 17. Открытие Нового света и его значение для европейской культуры
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценивается активность студента на семинарских занятиях. Студент должен продемонстрировать знание источников и литературы, умение анализировать информацию. Присутствие на семинарах без активной работы - оценка 0 баллов. В случае пропуска семинаров по уважительной причине, студент может отработать пропущенные занятия по согласованию с преподавателем, уточнив у него тему письменной работы. Отработка семинаров возможна не позднее 10 дней до экзамена.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценивается активность студента на семинарских занятиях. Студент должен продемонстрировать знание источников и литературы, умение анализировать информацию. Присутствие на семинарах без активной работы - оценка 0 баллов. В случае пропуска семинаров по уважительной причине, студент может отработать пропущенные занятия по согласованию с преподавателем, уточнив у него тему письменной работы. Отработка семинаров возможна не позднее 10 дней до экзамена.
  • неблокирующий Источниковедческий анализ текста исторического источника
    Студент должен представить источниковедческий анализ фрагмента источника. Требования к оформлению, объёму и список предлагаемых для анализа источников загружается в SmartLMS перед началом 3-го модуля.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой собеседование по всей проблематике дисциплины. Предполагает знание студентом не только фактологической информации, но и визуальных источников, демонстрируемых во время лекций, содержания обязательных источников и литературы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Источниковедческий анализ текста исторического источника + 0.15 * Работа на семинарских занятиях + 0.15 * Работа на семинарских занятиях + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения в 2 ч. Часть 1. Средние века : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. П. Алексеев [и др.] ; под редакцией Л. Н. Полубояриновой, О. А. Светлаковой, А. А. Чамеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 214 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1270-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433198 (дата обращения: 28.08.2023).
  • История Средних веков : учебник для академического бакалавриата / И. Н. Осиновский [и др.] ; под редакцией И. Н. Осиновского, Г. А. Ртищевой, Н. В. Симоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 463 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2745-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432896 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Акопян, В. З.  История стран Западной Европы в 2 ч. Часть 2. Франция. Испания : учебник для академического бакалавриата / В. З. Акопян, В. В. Зюзин, Г. Ю. Лебедев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10019-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429138 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Звиревич, В. Т.  Древняя и средневековая философия : учебник для академического бакалавриата / В. Т. Звиревич ; под научной редакцией С. П. Пургина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 322 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-02817-1 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1869-8 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438052 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кудрявцев, А. Е.  Испания в Средние века / А. Е. Кудрявцев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 220 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05831-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/410442 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кулишер, И. М.  История экономического быта Западной Европы в 2 т. Том 1. Средневековье : учебник для вузов / И. М. Кулишер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09611-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428190 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кутепов, В. А.  Военная история : учебное пособие для вузов / В. А. Кутепов, К. А. Грымзин, В. А. Масляков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Омск : Изд-во ОмГТУ. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11777-6 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8149-2516-9 (Изд-во ОмГТУ). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446143 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Вохмина Виктория Леонидовна
  • Марей Александр Владимирович
  • Мингалев Виталий Викторович
  • Земляков Михаил Вячеславович