• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Digital Methods and Approaches in Historical Research"

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 2-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар "Цифровые методы и подходы в исторических исследованиях" является практикой к курсам "Python для анализа данных", "Цифровая грамотность" и "Источниковедение", которые студенты осваивали на 1-2 курсах. В рамках курса происходит отработка навыков работы в цифровой среде, поиска и отбора информации. Студенты учатся использовать различные компьютерные и сетевые программы для решения исследовательских задач. Формируется представление о цифровых методах, исследовательских алгоритмах и процедурах верификации. Студенты учатся работать в команде с использованием современных средств связи и управления проектами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения научно-исследовательского семинара "Цифровые методы и подходы в исторических исследованиях" заключается в овладении современными цифровыми инструментами и методами, необходимыми для эффективного анализа и интерпретации исторических данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбирать способ картографического отображения в соответствии с решаемой задачей и типом используемых данных, а также визуализировать данные при помощи QGIS или аналогичного программного обеспечения.
  • Использовать QGIS или аналогичное программное обеспечение для обработки и геоинформационного анализа (например, производить расчеты длин, площадей объектов, расстояний между объектами, расчеты атрибутов данных, геометрические операции между различными наборами данных и т.д.).
  • Применяет GIS-программ для решения исследовательских задач
  • Применяет пространственный анализ для решения исследовательских задач
  • Создает 3D-модели объектов историко-культурного наследия.
  • Разрабатывает сети в контексте исторических исследований и проводит их анализ по различным показателям.
  • Анализирует тексты на естественном языке, решает основные задачи NLP
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цифровая революция в гуманитарных науках.
  • Раздел 5. Геоинформационные системы и пространственный анализ в исторических исследованиях
  • 3D-моделирование и виртуальные исторические реконструкции.
  • Сетевой анализ в исторических исследованиях
  • Обработка текстов на естественном языке
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    На семинарских заданиях предполагается выполнение заданий по применению цифровых технологий и инструментов в исторических исследованиях. Задания представлены в Smart LMS.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа включает выполнение итоговых работ по каждому из разделов научно-исследовательского семинара.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.2 * Самостоятельная работа
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.6 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hellmann, S. (2015). Integrating Natural Language Processing (NLP) and Language Resources Using Linked Data.
  • Володин, А. (2014). Digital Humanities (Цифровые Гуманитарные Науки): В Поисках Самоопределения. Вестник Пермского Университета. Серия: История, (3 (26)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15671143
  • Горовая, В. И.  Научно-исследовательская работа : учебное пособие для вузов / В. И. Горовая. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 103 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14688-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519806 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Коршунов, А., & Гомзин, А. (2012). Тематическое Моделирование Текстов На Естественном Языке. Труды Института Системного Программирования РАН. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14037894
  • Краснов, А. В. Научно-исследовательская деятельность : учебно-методическое пособие / А. В. Краснов. — Тольятти : ТГУ, 2022. — 51 с. — ISBN 978-5-8259-1289-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/301733 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Лисяк, В. В. Основы компьютерной графики: 3D-моделирование и 3D-печать : учебное пособие / В. В. Лисяк ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. - 109 с. - ISBN 978-5-9275-3825-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1894436
  • Маккинни, У. Python и анализ данных. Первичная обработка данных с применением pandas, NumPy и Jupiter : справочник / У. Маккинни , перевод с английского А. А. Слинкина. — 3-е изд. — Москва : ДМК Пресс, 2023. — 536 с. — ISBN 978-5-93700-174-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/348086 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Berry, D. M., & Fagerjord, A. (2017). Digital Humanities : Knowledge and Critique in a Digital Age. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1535814
  • Blender: 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих - 978-5-9775-0393-8 - Прахов А. - 2009 - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург - https://ibooks.ru/bookshelf/24291 - 24291 - iBOOKS
  • Crompton, C., Lane, R. J., & Siemens, R. G. (2016). Doing Digital Humanities : Practice, Training, Research. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1360431
  • Le Deuff, O. (2018). Digital Humanities : History and Development. London, UK: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793705
  • Longley Arthur, P., & Bode, K. (2015). Advancing Digital Humanities - Research Methods Theories. Australia, Australia/Oceania: Palgrave Macmillan Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E27A6773
  • Svensson, P., & University of Michigan. (2016). Big Digital Humanities : Imagining a Meeting Place for the Humanities and the Digital. Ann Arbor: U OF M DIGT CULT BOOKS. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1527076
  • Поточняк, Я. (2012). Обработка Текстов И Сообщений На Естественном Языке В Информационных Системах.

Авторы

  • Сенина Анна Васильевна
  • Мингалев Виталий Викторович
  • Исмакаева Илиана Дамировна