• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Intellectual History"

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors


Kamenskikh, Aleksey A.

Программа дисциплины

Аннотация

Наш научно-исследовательский семинар предлагает студентам, обучающимся по программе исторического бакалавриата, погрузиться в исследование истории интеллектуальной культуры как целостного пространства, в котором характерные и значимые для культур и эпох идеи, проблемы и стили мышления находили своё выражение в специфических формах и языках искусства, философии, технологий, науки и богословия. Интегральный подход, используемый создателями курса, позволяет проследить как процессы межкультурного диалога (скажем, оценить роль средневековых таджикских математиков в распространении индийской системы позиционного счисления в Западной Европе), так и миграцию значимых образов и идей на протяжении тысячелетий. Предметом нашего изучения будет как сам процесс порождения новых смыслов в каждую из культурных эпох, так и механизмы трансформации и передачи этих смыслов – словом, всё то, что позволяет человеческой культуре, непрерывно изменяясь, сохранять своё существенное единство.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс нацелен на выработку компетенций, позволяющих профессиональному историку ориентироваться в истории интеллектуальной культуры как целостном пространстве, в котором характерные и значимые для культурных традиций идеи, проблемы и стили мышления находили своё выражение в специфических формах и языках искусства, философии, технологий, науки и богословия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет комплексное представление о развитии «Интеллектуальной истории» как научной дисциплины.
  • Студент имеет комплексное представление о своеобразии развития интеллектуальной культуры каждой из основных цивилизаций Средневековья
  • Студент имеет представление о процессах генезиса форм интеллектуальной культуры в архаических обществах; владеет структуралистскими методиками описания мифологических моделей реальности по А. Крёберу и К. Леви-Строссу; понимает специфику положения интеллектуалов в цивилизациях древнего Востока; имеет представление о состоянии математических, астрономических и медицинских знаний в древнем Египте, Месопотамии и Китае
  • Студент имеет представление о процессах генезиса форм интеллектуальной культуры в современном обществе
  • Студент ориентируется в «симфонизме» философских, политических, этических и научных идей XX вв.
  • Студент ориентируется в «симфонизме» философских, политических, этических и научных идей и XIX вв.
  • Студент ориентируется в многообразии интеллектуальных движений Европы XIV-XVI вв.
  • Студент ориентируется в пространстве текстов греческой и римской античности; имеет представление об эволюции ключевых философских, политических, этических и научных идей на протяжении тысячелетнего развития античной культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тематический блок 1. «Предыстория» интеллектуальной культуры: Интеллектуалы в архаических обществах и цивилизациях древнего Востока
  • Тематический блок 2. Наука, искусство, философия и технология в античности
  • Тематический блок 3. Интеллектуальная культура Средних веков
  • Тематический блок 4 . Интеллектуальная культура XIV-XVI вв.: Европа
  • Тематический блок 5 . Эпоха Просвещения XVII-XVIII вв.: рационализм и свободомыслие
  • Тематический блок 6. «Долгий XIX век»: 1789-1914 гг.
  • Тематический блок 7. «Короткий ХХ век»: 1914-1991 гг.
  • Тематический блок 8. «Интеллектуальная история» в ХХ веке.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе в третьем модуле
  • неблокирующий Эссе в четвертом модуле
  • неблокирующий Работа на семинарах в третьем модуле
  • неблокирующий Работа на семинарах в четвертом модуле
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.35 * Работа на семинарах в третьем модуле + 0.25 * Работа на семинарах в четвертом модуле + 0.15 * Эссе в третьем модуле + 0.25 * Эссе в четвертом модуле
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bod, R. 1965-author. (2014). A New History of the Humanities : The Search for Principles and Patterns From Antiquity to the Present. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=683846
  • Lichtheim, M. (2006). Ancient Egyptian Literature, Volume II : The New Kingdom. Berkeley, CA: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=612797
  • Moyn, S., Sartori, A., & Sartori, A. (2013). Global Intellectual History. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=582581
  • Whatmore, R., & Young, B. W. (2016). A Companion to Intellectual History. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1089075
  • Орлов, И. Б. «Человек исторический» в системе гуманитарного знания / И. Б. Орлов. — Москва : Высшая школа экономики, 2012. — 192 с. — ISBN 978-5-7598-0943-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/66056 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • ПЕНИОНЖЕК ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА. (2015). Интеллектуальная история Европы: культурное пространство ценностных значений. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D1A2C72D

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Amina Elbendary. (2016). Crowds and Sultans : Urban Protest in Late Medieval Egypt and Syria. [N.p.]: The American University in Cairo Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1842480
  • Ana Paula Tavares Magalhães. (2015). The medieval university and the ethos of knowledge: Franciscan friars, patristic tradition, and scholastic ‘instruments.’ https://doi.org/10.4025/actascieduc.v37i3.24397
  • Berger, S. (2017). The Art of Philosophy : Visual Thinking in Europe From the Late Renaissance to the Early Enlightenment. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1431843
  • Black, R. (2001). Humanism and Education in Medieval and Renaissance Italy : Tradition and Innovation in Latin Schools From the Twelfth to the Fifteenth Century. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=74141
  • Boulter, S. (2014). John Marenbon, ed., “The Oxford Handbook of Medieval Philosophy.”
  • Brian W. Ogilvie. (2006). The Science of Describing : Natural History in Renaissance Europe. University of Chicago Press.
  • Carruthers, M., & Ziolkowski, J. M. (2004). The Medieval Craft of Memory : An Anthology of Texts and Pictures (Vol. First pbk. edition). Philadelphia, Pa: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1648751
  • Christopher Cairns. (2018). The Renaissance Theatre : Texts, Performance and Design. Routledge.
  • Clark, L. R. (2018). Collecting Art in the Italian Renaissance Court : Objects and Exchanges. Cambridge University Press.
  • Colish, M. L. (1997). Medieval Foundations of the Western Intellectual Tradition, 400-1400. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=53116
  • Davide Cantoni. (2015). The Economic Effects Of The Protestant Reformation: Testing The Weber Hypothesis In The German Lands. Journal of the European Economic Association, (4), 561. https://doi.org/10.1111/jeea.12117
  • Dickey, E. (2007). Ancient Greek Scholarship : A Guide to Finding, Reading, and Understanding Scholia, Commentaries, Lexica, and Grammatiacl Treatises, From Their Beginnings to the Byzantine Period. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=205549
  • Eire, C. M. N. (2016). Reformations : The Early Modern World, 1450-1650. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1241129
  • Flower, R. (2016). The Oxford Handbook of Late Antiquity. Early Medieval Europe, 24(2), 244–251. https://doi.org/10.1111/emed.12146
  • Foerster, T., & Burkhardt, S. (2013). Norman Tradition and Transcultural Heritage : Exchange of Cultures in the ‘Norman’ Peripheries of Medieval Europe. Farnham, Surrey, England: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=645088
  • Freudenthal, G. (2018). The brighter side of Medieval Christian-Jewish polemical encounters : transfer of medical knowledge in the midi (Twelfth-Fourteenth Centuries) legal regulations of interreligious debate and disputation in the Middle Ages. Medieval Encounters, 24, 29–61. https://doi.org/10.1163/15700674-12340016
  • Graham, T. F. (2020). Medieval Minds : Mental Health in the Middle Ages (Vol. First edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2141254
  • Gruen, E. S. (2011). Rethinking the Other in Antiquity. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350107
  • Herrin, J. (2007). Byzantium : The Surprising Life of a Medieval Empire. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1490839
  • Kantorowicz, E. H. (2016). The King’s Two Bodies : A Study in Medieval Political Theology. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1090909
  • Larson-Miller, L. (2020). Medieval Liturgy : A Book of Essays (Vol. First edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2028731
  • Lichtheim, M. (2019). Ancient Egyptian Literature. Oakland, California: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2044946
  • Mihai Androne. (2020). Martin Luther : Father of the Reformation and Educational Reformer (Vol. 1st ed. 2020). Springer.
  • Milena Dobreva, & Serguey Ivanov. (n.d.). Medieval Slavic World: Byzantium and the Slavs in the 9th century AD’. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8A96028A
  • Mordechai Feingold, & John Watts. (2019). History of Universities : Volume XXXII / 1-2: Renaissance College: Corpus Christi College, Oxford, in Context, 1450-1600. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2227469
  • Moreno Garcia, J. C. (2019). The State in Ancient Egypt : Power, Challenges and Dynamics. Bloomsbury Academic.
  • Naoë Kukita Yoshikawa. (2015). Medicine, Religion and Gender in Medieval Culture. Boydell & Brewer.
  • Papaioannou, S. (2011). Michael Psellos on friendship and love: erotic discourse in eleventh-century Constantinople. Early Medieval Europe, 19(1), 43–61. https://doi.org/10.1111/j.1468-0254.2010.00311.x
  • POWELL, E. A. (2017). When the Ancient Greeks Began to Write. Archaeology, 70(3), 44.
  • Raymond Westbrook, Deborah Lyons, & Kurt Raaflaub. (2015). Ex Oriente Lex : Near Eastern Influences on Ancient Greek and Roman Law. Johns Hopkins University Press.
  • Rhodes, N., & Sawday, J. (2000). The Renaissance Computer : Knowledge Technology in the First Age of Print. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=77255
  • Scullion, S. (2017). The Oxford Handbook of Ancient Greek Religion. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AE26EEB9
  • The Image of a Sculptor in Medieval and Renaissance Art ; Образ скульптора в искусстве Средних веков и Возрождения. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B5F414
  • TKACHENKО, R. (2017). The Reformation and Early Modern Europe: A Guide to Research. Edited by David M. Whitford ; Реформация и Европа раннего модерна: руководство к исследованию.
  • Грядовой, Д.И. История философии. Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Книга 3: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 471 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-02232-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028492
  • Д.Харрис - Византия: История исчезнувшей империи - Альпина нон-фикшн - 2017 - ISBN: 9785961448382 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/13407
  • Медовичев А.Е. (n.d.). 2017. 02. 007. Шейдел У. Империи неравенства: древний Китай и рим. Scheidel W. empires of inequality: Ancient China and Rome // Ancient Greek and Roman history. - Aug.. 1, 2016. - p. 1-21. - [Электронный ресурс] mode of access: https://ssrn. Com/abstract=2817173. (accessed: 08. 01. 2017. ). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2f2017-02-007-sheydel-u-imperii-neravenstva-drevniy-kitay-i-rim-scheidel-w-empires-of-inequality-ancient-china-and-rome-ancient-greek-and-roman