We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Intellectual History"

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors


Kamenskikh, Aleksey A.

Программа дисциплины

Аннотация

Наш научно-исследовательский семинар предлагает студентам, обучающимся по программе исторического бакалавриата, погрузиться в исследование истории интеллектуальной культуры как целостного пространства, в котором характерные и значимые для культур и эпох идеи, проблемы и стили мышления находили своё выражение в специфических формах и языках искусства, философии, технологий, науки и богословия. Интегральный подход, используемый создателями курса, позволяет проследить как процессы межкультурного диалога (скажем, оценить роль средневековых таджикских математиков в распространении индийской системы позиционного счисления в Западной Европе), так и миграцию значимых образов и идей на протяжении тысячелетий. Предметом нашего изучения будет как сам процесс порождения новых смыслов в каждую из культурных эпох, так и механизмы трансформации и передачи этих смыслов – словом, всё то, что позволяет человеческой культуре, непрерывно изменяясь, сохранять своё существенное единство.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс нацелен на выработку компетенций, позволяющих профессиональному историку ориентироваться в истории интеллектуальной культуры как целостном пространстве, в котором характерные и значимые для культурных традиций идеи, проблемы и стили мышления находили своё выражение в специфических формах и языках искусства, философии, технологий, науки и богословия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет комплексное представление о развитии «Интеллектуальной истории» как научной дисциплины.
  • Студент имеет комплексное представление о своеобразии развития интеллектуальной культуры каждой из основных цивилизаций Средневековья
  • Студент имеет представление о процессах генезиса форм интеллектуальной культуры в архаических обществах; владеет структуралистскими методиками описания мифологических моделей реальности по А. Крёберу и К. Леви-Строссу; понимает специфику положения интеллектуалов в цивилизациях древнего Востока; имеет представление о состоянии математических, астрономических и медицинских знаний в древнем Египте, Месопотамии и Китае
  • Студент имеет представление о процессах генезиса форм интеллектуальной культуры в современном обществе
  • Студент ориентируется в «симфонизме» философских, политических, этических и научных идей XX вв.
  • Студент ориентируется в «симфонизме» философских, политических, этических и научных идей и XIX вв.
  • Студент ориентируется в многообразии интеллектуальных движений Европы XIV-XVI вв.
  • Студент ориентируется в пространстве текстов греческой и римской античности; имеет представление об эволюции ключевых философских, политических, этических и научных идей на протяжении тысячелетнего развития античной культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тематический блок 1. «Предыстория» интеллектуальной культуры: Интеллектуалы в архаических обществах и цивилизациях древнего Востока
  • Тематический блок 2. Наука, искусство, философия и технология в античности
  • Тематический блок 3. Интеллектуальная культура Средних веков
  • Тематический блок 4 . Интеллектуальная культура XIV-XVI вв.: Европа
  • Тематический блок 5 . Эпоха Просвещения XVII-XVIII вв.: рационализм и свободомыслие
  • Тематический блок 6. «Долгий XIX век»: 1789-1914 гг.
  • Тематический блок 7. «Короткий ХХ век»: 1914-1991 гг.
  • Тематический блок 8. «Интеллектуальная история» в ХХ веке.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе в третьем модуле
  • неблокирующий Эссе в четвертом модуле
  • неблокирующий Работа на семинарах в третьем модуле
  • неблокирующий Работа на семинарах в четвертом модуле
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.35 * Работа на семинарах в третьем модуле + 0.25 * Работа на семинарах в четвертом модуле + 0.15 * Эссе в третьем модуле + 0.25 * Эссе в четвертом модуле
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bod, R. 1965-author. (2014). A New History of the Humanities : The Search for Principles and Patterns From Antiquity to the Present. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=683846
  • Lichtheim, M. (2006). Ancient Egyptian Literature, Volume II : The New Kingdom. Berkeley, CA: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=612797
  • Moyn, S., Sartori, A., & Sartori, A. (2013). Global Intellectual History. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=582581
  • Whatmore, R., & Young, B. W. (2016). A Companion to Intellectual History. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1089075
  • Орлов, И. Б. «Человек исторический» в системе гуманитарного знания / И. Б. Орлов. — Москва : Высшая школа экономики, 2012. — 192 с. — ISBN 978-5-7598-0943-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/66056 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • ПЕНИОНЖЕК ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА. (2015). Интеллектуальная история Европы: культурное пространство ценностных значений. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D1A2C72D

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Amina Elbendary. (2016). Crowds and Sultans : Urban Protest in Late Medieval Egypt and Syria. [N.p.]: The American University in Cairo Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1842480
  • Ana Paula Tavares Magalhães. (2015). The medieval university and the ethos of knowledge: Franciscan friars, patristic tradition, and scholastic ‘instruments.’ https://doi.org/10.4025/actascieduc.v37i3.24397
  • Berger, S. (2017). The Art of Philosophy : Visual Thinking in Europe From the Late Renaissance to the Early Enlightenment. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1431843
  • Black, R. (2001). Humanism and Education in Medieval and Renaissance Italy : Tradition and Innovation in Latin Schools From the Twelfth to the Fifteenth Century. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=74141
  • Boulter, S. (2014). John Marenbon, ed., “The Oxford Handbook of Medieval Philosophy.”
  • Brian W. Ogilvie. (2006). The Science of Describing : Natural History in Renaissance Europe. University of Chicago Press.
  • Carruthers, M., & Ziolkowski, J. M. (2004). The Medieval Craft of Memory : An Anthology of Texts and Pictures (Vol. First pbk. edition). Philadelphia, Pa: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1648751
  • Christopher Cairns. (2018). The Renaissance Theatre : Texts, Performance and Design. Routledge.
  • Clark, L. R. (2018). Collecting Art in the Italian Renaissance Court : Objects and Exchanges. Cambridge University Press.
  • Colish, M. L. (1997). Medieval Foundations of the Western Intellectual Tradition, 400-1400. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=53116
  • Davide Cantoni. (2015). The Economic Effects Of The Protestant Reformation: Testing The Weber Hypothesis In The German Lands. Journal of the European Economic Association, (4), 561. https://doi.org/10.1111/jeea.12117
  • Dickey, E. (2007). Ancient Greek Scholarship : A Guide to Finding, Reading, and Understanding Scholia, Commentaries, Lexica, and Grammatiacl Treatises, From Their Beginnings to the Byzantine Period. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=205549
  • Eire, C. M. N. (2016). Reformations : The Early Modern World, 1450-1650. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1241129
  • Flower, R. (2016). The Oxford Handbook of Late Antiquity. Early Medieval Europe, 24(2), 244–251. https://doi.org/10.1111/emed.12146
  • Foerster, T., & Burkhardt, S. (2013). Norman Tradition and Transcultural Heritage : Exchange of Cultures in the ‘Norman’ Peripheries of Medieval Europe. Farnham, Surrey, England: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=645088
  • Freudenthal, G. (2018). The brighter side of Medieval Christian-Jewish polemical encounters : transfer of medical knowledge in the midi (Twelfth-Fourteenth Centuries) legal regulations of interreligious debate and disputation in the Middle Ages. Medieval Encounters, 24, 29–61. https://doi.org/10.1163/15700674-12340016
  • Graham, T. F. (2020). Medieval Minds : Mental Health in the Middle Ages (Vol. First edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2141254
  • Gruen, E. S. (2011). Rethinking the Other in Antiquity. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350107
  • Herrin, J. (2007). Byzantium : The Surprising Life of a Medieval Empire. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1490839
  • Kantorowicz, E. H. (2016). The King’s Two Bodies : A Study in Medieval Political Theology. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1090909
  • Larson-Miller, L. (2020). Medieval Liturgy : A Book of Essays (Vol. First edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2028731
  • Lichtheim, M. (2019). Ancient Egyptian Literature. Oakland, California: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2044946
  • Mihai Androne. (2020). Martin Luther : Father of the Reformation and Educational Reformer (Vol. 1st ed. 2020). Springer.
  • Milena Dobreva, & Serguey Ivanov. (n.d.). Medieval Slavic World: Byzantium and the Slavs in the 9th century AD’. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8A96028A
  • Mordechai Feingold, & John Watts. (2019). History of Universities : Volume XXXII / 1-2: Renaissance College: Corpus Christi College, Oxford, in Context, 1450-1600. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2227469
  • Moreno Garcia, J. C. (2019). The State in Ancient Egypt : Power, Challenges and Dynamics. Bloomsbury Academic.
  • Naoë Kukita Yoshikawa. (2015). Medicine, Religion and Gender in Medieval Culture. Boydell & Brewer.
  • Papaioannou, S. (2011). Michael Psellos on friendship and love: erotic discourse in eleventh-century Constantinople. Early Medieval Europe, 19(1), 43–61. https://doi.org/10.1111/j.1468-0254.2010.00311.x
  • POWELL, E. A. (2017). When the Ancient Greeks Began to Write. Archaeology, 70(3), 44.
  • Raymond Westbrook, Deborah Lyons, & Kurt Raaflaub. (2015). Ex Oriente Lex : Near Eastern Influences on Ancient Greek and Roman Law. Johns Hopkins University Press.
  • Rhodes, N., & Sawday, J. (2000). The Renaissance Computer : Knowledge Technology in the First Age of Print. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=77255
  • Scullion, S. (2017). The Oxford Handbook of Ancient Greek Religion. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AE26EEB9
  • The Image of a Sculptor in Medieval and Renaissance Art ; Образ скульптора в искусстве Средних веков и Возрождения. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B5F414
  • TKACHENKО, R. (2017). The Reformation and Early Modern Europe: A Guide to Research. Edited by David M. Whitford ; Реформация и Европа раннего модерна: руководство к исследованию.
  • Грядовой, Д.И. История философии. Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Книга 3: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 471 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-02232-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028492
  • Д.Харрис - Византия: История исчезнувшей империи - Альпина нон-фикшн - 2017 - ISBN: 9785961448382 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/13407
  • Медовичев А.Е. (n.d.). 2017. 02. 007. Шейдел У. Империи неравенства: древний Китай и рим. Scheidel W. empires of inequality: Ancient China and Rome // Ancient Greek and Roman history. - Aug.. 1, 2016. - p. 1-21. - [Электронный ресурс] mode of access: https://ssrn. Com/abstract=2817173. (accessed: 08. 01. 2017. ). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2f2017-02-007-sheydel-u-imperii-neravenstva-drevniy-kitay-i-rim-scheidel-w-empires-of-inequality-ancient-china-and-rome-ancient-greek-and-roman

Авторы

  • Василенко Юрий Владимирович
  • Каменских Алексей Александрович