• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Methodology of Historical Research (Part 1)"

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Social Sciences and Humanities (Perm))
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 2-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

НИС "Методология исторического исследования (часть1)" направлен на создание условий для освоение студентами основ современной гуманитарной методологии, внедрение цифровых методов в исследования и "фронтирных" научных методов. Конечным результатом данного НИСа является написание и издание научной статьи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создать условия для развития у студентов исследовательских компетенций
  • Сформировать у студентов компетенцию самостоятельной научной деятельности на современном уровне научного знания
  • Познакомить студентов с современный методологическим уровнем гуманитарных и социальных наук
  • Научить самостоятельно выявлять источники информации, необходимые для решения профессиональных задач
  • Создать условий для формирования компетенций связанных со способностью вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования на основе современной гуманитарной методологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач
  • Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования на основе современной гуманитарной методологии
  • Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники
  • Способен создавать научные тексты и апробировать научные исследования
  • Способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов
  • Способен самостоятельно выявлять источники информации, необходимые для решения профессиональных задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в методологию истории
    Тема №1. Научные методы, методология, подходы и научные революции. Методологическая модернизация истории в XXI веке. Тема №2. Основные тенденции в современной отечественной и западной гуманитаристике. Тема №3. Цифровая революция в гуманитарных науках. Сциентизм и антисциентизм в социально-гуманитарных науках. Тема №4. Математический поворот. Тема №5. Лингвистический поворот. Тема №6. Интердисциплинарность социально-гуманитарного знания. Тема №7. Новые научные исследовательские поля, «фронтирные» методологии и инкорпорированные методы.
  • Темпоральное измерение исторической "реальности"
    Тема №1. Хронология, как вспомогательная историческая дисциплина, ее методы и подходы. Редукция дат Детерминизм событий во времени. Событие, поставленное в контекст времени. Абсолютная и относительная хронология. Виды хронометрии: астрономическая хронология, геохронология, историческая хронология и т.д. Тема №2. Изохронологический и изофеменологический подход к историческому времени. Схема Германа Мюллера-Карпе. Тема №3. Методы диахронизации и синхронизации в исторических исследованиях.
  • Формы апробации научных исследований
    Тема №1. Конференции и симпозиумы как форма апробации научного исследования. Тема №2. Научное эссе: виды и типы. Тема №3. Научные обзоры и рецензии. Тема №4. Научные статьи и монографии. Научный стиль. Структура научных статей. Тема №5. Научные «идентификаторы». Тема №6. Наукометрические агрегаторы. Общие наукометрические индексы. Программы, обеспечивающие управление цитированием, ссылками и библиографией. Программы, обеспечивающие управление электронными библиотеками.
  • "Фронтирные" методы и методологии исторических и междисциплинарных гуманитарных исследований
    Тема №1. Методология когнитивной и гуманитарной географии. Тема №2. Методы экологической истории. Тема №3. Сравнительно-историческое языкознание: основные принципы и подходы. Тема №4. Конструктивистская и премордиалистская методология в исторических и этнологических исследования. Тема №5. Memory studies как исследовательское поле. Тема №6. Идентичность в контексте социально-гуманитарных исследований.
  • Методы, методология и парадигмы современных гуманитарных исследований древней истории и античности
  • Поиск, верификация и анализ исторических источников
    Тема №1. Поиск исторических источников. Тема №2. Поисковые системы ("оффлайн" и "онлайн") и работа с ними. Тема №3. Open access (OA) и основные проекты данного направления. Революция в поиске и доступности исторических источников. Тема №4. Верификация исторических источников. Критика источника. Тема №5. Первичный отбор и анализ источников.
  • Методы, методология и парадигмы современных гуманитарных исторических исследований
    Тема №1. Нарративные методы исследования. Тема №2. Структурализм и методология «исторической антропологии». Тема №3. Метод дискурсивного анализа (дискурс – анализ). Тема №4. Методология интеллектуальной истории и истории идей. Тема №5. Методология О. Козеллека и история понятий. Тема №6. Гендерная методология в истории. Тема №7. Микроисторическая методология. Тема №8. Концептуалистический подход к историографии. Тема №9. Теория повседневности: исследования, методы и подходы. Тема №10. Имагология и компаративистика в исторических исследованиях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий семинарские занятия
  • неблокирующий Научное эссе
    Эссе должно иметь наименование. Объем эссе не может быть более 0,2 п.л. (8 тыс. знаков), но не менее 0,08 п.л. (3200 знаков)
  • неблокирующий Научный обзор
    В начале научного обзора должна быть определена научная область в системе УДК. Объем научного обзора не должен быть менее 0,3 п.л. За основу обзора может быть взят историографическая часть курсовой работы текущего года или написанной ранее.
  • неблокирующий Научная статья
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Научная статья + 0.1 * Научное эссе + 0.2 * Научный обзор + 0.3 * семинарские занятия
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гобозов И. А. - ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 263с. - ISBN: 978-5-534-08967-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-istorii-451599

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бажуков В. И. - СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 357с. - ISBN: 978-5-534-02618-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-i-kulturnaya-antropologiya-450966
  • Байков В. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов / В. Байков. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2014. - 288 с. - ISBN 978-5-9775-1752-2. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/335055/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Евсеев В. А. - ЭТНОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-11545-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etnologiya-i-socialnaya-antropologiya-446577
  • Наумова Г. Р. - ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 237с. - ISBN: 978-5-9916-9423-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-istoricheskoy-nauki-istoriografiya-istorii-rossii-v-2-ch-chast-1-432154
  • Наумова Г. Р. - ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 217с. - ISBN: 978-5-9916-9424-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-istoricheskoy-nauki-istoriografiya-istorii-rossii-v-2-ch-chast-2-452963
  • Орлова Э. А. - СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 336с. - ISBN: 978-5-534-00960-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-i-kulturnaya-antropologiya-451057
  • Соколов А.Б. - ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 136с. - ISBN: 978-5-534-01279-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-istoricheskoy-nauki-sovremennye-zapadnye-napravleniya-414772
  • Чемоданов Н. С. - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ В РОССИИ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 95с. - ISBN: 978-5-534-05614-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sravnitelnoe-yazykoznanie-v-rossii-454917