We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Europe in IV - XV Сenturies

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructors


Boytsov, Mikhail


Вовин Алексей Александрович


Mastyaeva, Irina


Rusanov, Aleksandr

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов фундаментальных знаний о сходствах и отличиях, цивилизационных особенностях Запада и Востока IV-XV вв., основных понятиях и концептах западноевропейской истории (феод, община, гильдия, цех и т.п.) и процессе их формирования и осмысления в исторических сочинениях XVI-XXI вв. Дисциплина также направлена на ознакомление студентов с жанровыми особенностями средневековой литературы, основами специальных исторических дисциплин (палеография, кодикология, эпиграфика и т.д.) и анализа средневековых исторических источников, формирование представления об основных спорах в сфере профессиональных историков и медиасообщества в области исторических событий, фактов и процессов эпохи Средних веков. Полученные знания студенты смогут применить при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, исследовательских работ и публикации источников по истории Европы IV-XV вв. (в т.ч. в электронных медиа и СМИ).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о медиевистике как составляющей части исторического знания, обладающей специфическим предметом и объектом и комплексом специальных методов изучения и исследования
  • Выработка понимания эпохи Средневековья как одного из ключевых элементов самоидентификации европейской цивилизации и одного из важнейших объектов ее рефлексии.
  • Формирование комплекса знаний о европейском Средневековье, об этапах и конкретных формах развития латинской Европы и (частично) византийского «сообщества» как в их цивилизационном единстве, так и в многообразии конкретных проявлений
  • Обучение и закрепление у студентов базовых умений анализа средневековых исторических источников и академической литературы по истории Средних веков, а также навыков междисциплинарного анализа
  • Закрепление у студентов гуманистических ценностей на основе культурно-антропологического изучения Средневековья
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает определения и трактовки понятий «сословие», «третье сословие», «сословное представительство», «сословная монархия» в общественном и научном дискурсе XVIII-XXI вв.
  • Знает основные концепции папской власти, предпосылки военно-колонизационного движения крестоносцев на Ближнем Востоке и в Восточной Европе XI-XIII вв.
  • Знает основные подходы к понятиям "феод" и "феодализм" в XVIII-XXI вв.
  • Знает основные причины падения династии Каролингов и образования "национальных" государств на Западе в IX-X вв.
  • Знает основные причины социального, климатического и демографического кризисов XIII- XIV вв.
  • Знает основные тенденции и направления развития средиземноморской цивилизации от падения Западной Римской империи до конца VII в.
  • Знает основные тенденции политической и религиозно-идеологической трансформации поздней Римской империи
  • Знает основные теории возникновения средневекового города, его общественную структуру и экономическую организацию
  • Знает основы средневековой придворной и народной культуры, направления философской мысли XII-XIII вв.
  • Знает особенности средневековых текстовых источников и археологических исследований
  • Знает причины и предпосылки возникновения, основные направления и ключевых представителей гуманистического движения и Возрождения в Западной Европе XIV-XV вв.
  • Знает этапы складывания и смены концептов «Средневековья», возникновения медиевистики и медиевализма
  • Имеет представление о внутренней и внешней политике Каролингов в VIII-IX вв., основных исторических феноменах и представлениях о державе Карла Великого (в т.ч. "Каролингском Возрождении", "возрождении империи" на Западе и т.п.)
  • Имеет представление о зарождении средневековых университетских корпораций на Западе XI-XIII вв.
  • Имеет представление о мистических и еретических течениях в рамках римско-католической церкви, предпосылках реформационного движения в Англии и Чехии XIV-XV вв.
  • Имеет представление о политическом, социальном и культурном развитии Северной Европы в раннем Средневековье (Британия, Ирландия, Скандинавия)
  • Имеет представление о попытках воссоединения римско-католической и восточной церквей в XV в.
  • Имеет представление о предпосылках и исторических особенностях Священной Римской империи в XI в.
  • Имеет представление о причинах и проявлениях религиозного конфликта Востока и Запада в XI в.
  • Имеет представление о противостоянии римской церкви и светской власти на Западе в XI-XII вв. ("борьбе за инвеституру")
  • Имеет представление о путях и характере взаимодействия романо-германских королевств и Восточной Римской империи в VIII-IX вв.
  • Имеет представление об основных концепциях и периодизациях Средних веков XV-XXI вв.
  • Имеет представление об основных общественно-экономических понятиях и формах организации Средних веков (вотчина, община, гильдия, цех и т.п.)
  • Имеет представление об основных отличиях Запада и Востока в раннее Средневековье
  • Имеет представление об основных социально-экономических трансформациях XI-XIII вв. на Западе (внутренняя колонизация и ослабление серважа, демографический бум, коммутация ренты и укрепление крестьянской общины)
  • Имеет представление об основных формах политической организации и властных институтах в Западной и Центральной Европе XIV-XV вв.
  • Понимает основные направления романо-германского синтеза в V-VII вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. «Изобретение» Средневековья. Смысловые наполнения понятия «Средние века»
  • Тема 2. Академическая медиевистика: ее возникновение и развитие, цели и методы
  • Тема 3. Трансформация Римской империи в IV-V вв.
  • Тема 4. Большое Средиземноморье: центр и периферии в V-VII вв.
  • Тема 5. Обособление западной периферии в VII-IX вв.: Рим, лангобарды и Франкская держава
  • Тема 6. Стабилизация православного Востока и распад франкского Запада на рубеже тысячелетий
  • Тема 7. Северная Европа: от Ирландии до Биармии
  • Тема 8. Становление новых политических сообществ
  • Тема 9. Отделение церкви от светской власти на Западе Европы в XI в.
  • Тема 10. «Расширение Европы» в XI-XIII вв.
  • Тема 11. Основные варианты средневекового хозяйства до XIV в.
  • Тема 12. Разнообразие городской жизни
  • Тема 13. Политические силы и структуры XIII века
  • Тема 14. Интеллектуальная жизнь в XII-XIII вв.
  • Тема 15. Кризис XIV в.
  • Тема 16. Политические силы и структуры XIV-XV вв.: «сгущение» Запада
  • Тема 17. Политические силы и структуры XIV-XV вв.: перелицовка Востока
  • Тема 18. Трудности церкви в XIV-XV вв.
  • Тема 19. Парадоксы Итальянского Возрождения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Контрольные работы
  • блокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса) на корпоративной платформе Zoom. Необходимые технические требования состоят в наличии у студента устойчиво работающих компьютера, камеры, микрофона и динамиков, достаточного качества интернет связи. Студент обязан явиться на экзамен согласно предварительно объявленному расписанию. В помещении, помимо студента, не должно находиться иных лиц. Для выбора вопроса может использоваться генератор случайных чисел. Подготовка к ответу на выбранный экзаменационный вопрос осуществляется в режиме open book при выключенных камере и микрофоне. При ответе на вопрос студент обязан включить не только микрофон, но и камеру. Качество камеры и связи должно позволять экзаменатору хорошо видеть студента. При ответе на вопрос и в ходе последующей беседы студентам запрещено выключать камеру, пользоваться литературой, конспектами и любыми иными подсказками. Кратковременным считается нарушение связи, если оно длилось менее трех минут. Долговременным считается нарушение длительностью три минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает подготовку ответа на другой экзаменационный вопрос.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Контрольные работы + 0.4 * Устный экзамен + 0.3 * Активность на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всеобщая история. Т.2: Восток и Запад в Средние века, Васильев, Л. С., 2007
  • История государства и права зарубежных стран. Т.1: Древний мир и Средние века, Жидков, О. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Всеобщая история. Т.2: Восток и Запад в Средние века, Васильев, Л. С., 2012
  • История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение : учебник для вузов, Алексеев, М. П., 2000
  • История средних веков. Т.1: ., Хачатурян, Н. А., 2003
  • История средних веков. Т.2: Раннее Новое время, Дмитриева, О. В., 2003
  • Философия в средние века : от истоков патристики до конца ХIV века, Жильсон, Э., 2004

Авторы

  • Бойцов Михаил Анатольевич