We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Public History

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructors


Kolesnik, Alexandra


Maximova, Alisa S.


Morozov, Oleg


Rusanov, Aleksandr


Savelieva, Irina M.


Stepanov, Boris

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен публичной истории — в настоящее время активно развивающейся области социальных и гуманитарных наук, в рамках которой исследуются способы производства исторического знания за пределами университета (исторические романы, кинофильмы, сериалы, настольные и компьютерные игры и др.). Наряду с этим, публичная история ставит ряд важнейших практических задач, связанных с новыми способами изучения и разговора о прошлом: от создания новых архивов и баз данных культурного наследия до подготовки и проведения музейных выставок, публикации графических романов, оказания консультационных услуг при съемках исторических фильмов. Для осмысления вопросов бытования прошлого в публичном пространстве публичная история сейчас активно осваивает арсенал современной гуманитарной и социальной теории ради понимания механизмов культуры памяти и работы с прошлым (прежде всего, трудным, неудобным, травматичным), обеспечения взаимодействия различных групп и коммуникации с разными аудиториями, работы с культурным наследием (в том числе с наследием маргинализированных социальных групп: мигрантов, жертв репрессий, заключенных и др.), экспертизы и поддержки деятельности различных институтов, участвующих в формировании исторической политики. В рамках курса студенты будут знакомиться с современным полем публичной истории (public history) и ключевыми теориями и подходами для анализа истории в публичном пространстве: исследованиями памяти, культурного наследия, музейных репрезентаций; актуальными дискуссиями о том, как в настоящее время понимается и проблематизируется прошлое и публика в Европе, США и России; а также освоят некоторые практические методики работы с прошлым – в частности цифровые (3D-моделирование, составление баз данных и каталогов, подготовка проектов виртуальных выставок и т.д.)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с современным полем публичной истории (public history)
  • Формирование у студентов представлений о том, как в настоящее время понимается и проблематизируется прошлое и публика в рамках публичной истории в Европе, США и России
  • Знакомство студентов с ключевыми теориями и подходами для анализа истории в публичном пространстве: исследования памяти, культурного наследия, музейных репрезентаций
  • Изучение возможностей цифровых инструментов и цифровых сред в реализации практик публичной истории, в том числе в музейных проектах, работе с историческим и культурным наследием, развитии партиципаторности культурных институций и краудсорсинга, а также освоение некоторых практических цифровых методик для работы с прошлым (3D-моделирование, составление баз данных и каталогов, подготовка проектов виртуальных выставок и т.д.)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные концепции и подходы к определению культурного наследия
  • Знать основные направления современных memory studies
  • Знать основные характеристики музеев памяти
  • Знать содержание концепции исторической культуры
  • Ориентироваться в современных подходах к изучению культурного наследия: heritage studies и critical heritage studies
  • Ориентироваться в современных подходах к изучению музеев памяти
  • Понимать основные направления Digital Public History
  • Понимать содержание понятий «культура памяти» и «мемориальная культура»
  • Понимать специфику культурной политики по отношению к культурному наследию в европейских странах
  • Понимать, какие существуют направления изучения популярной культуры как культурного наследия
  • Уметь использовать базовые навыки работы с онлайн-текстами в рамках Digital Public History
  • Знать, какие существуют центры по публичной истории в России, в чем их специфика
  • Знать, что такое публичная история как академическая дисциплина и как сфера деятельности
  • Ориентироваться в основных направлениях исследований исторической культуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Публичная история и публичные историки в России.
  • Холокост и мемориальная культура
  • Концепция исторической культуры
  • Музеи как места формирования представлений о прошлом
  • История представлений о культурном наследии в Европе
  • Современные подходы к изучению культурного наследия: heritage studies и critical heritage studies
  • Digital public history
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальная работа на семинарах
  • неблокирующий Групповая работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Подготовка лонгрида
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Подготовка лонгрида + 0.24 * Эссе + 0.18 * Групповая работа на семинарах + 0.18 * Индивидуальная работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Akker, C. van den, & Legêne, S. (2016). Museums in a Digital Culture. Amsterdam University Press.
  • Berry, D. M., & Fagerjord, A. (2017). Digital Humanities : Knowledge and Critique in a Digital Age. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1535814
  • Carter, B. (2013). Digital Humanities. Bingley, U.K.: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=605070
  • Cassidy, C. A., Fabola, A. E., Miller, A., Weil, K., Urbina, S., Antas, M., & Cummins, A. (2019). Digital pathways in community museums. https://doi.org/10.1111/muse.12198
  • Cohen, D. J. (2004). Digital history: the raw and the cooked 1. Rethinking History, 8(2), 337–340. https://doi.org/10.1080/13642520410001683996
  • Cohen, S. (2015). Sites of Popular Music Heritage : Memories, Histories, Places. Routledge.
  • Crompton, C., Lane, R. J., & Siemens, R. G. (2016). Doing Digital Humanities : Practice, Training, Research. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1360431
  • Dekel, I. (2016). Subjects of memory? : On performing Holocaust memory in two German historical museums. Dapim; Studies on the Shoah, 30(3), 296–314. https://doi.org/10.1080/23256249.2016.1266990
  • Digital memory studies : media pasts in transition, , 2018
  • Film and the Holocaust : new perspectives on dramas, documentaries, and experimental films, Kerner, A., 2011
  • France, film, and the Holocaust : from le genocide to la shoah, Banaji, F., 2012
  • Holocaust impiety in literature, popular music and film, Boswell, M., 2011
  • Jerome de Groot. (2016). Consuming History : Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture: Vol. Second edition. Routledge.
  • People and their pasts : public history today, , 2009
  • Public history : a practical guide, Sayer, F., 2015
  • Public History : a textbook of practice, Cauvin, T., 2016
  • Public history and heritage today : people and their pasts, , 2012
  • Rudolff, B., Bernecker, R., & Albert, M.-T. (2013). Understanding Heritage : Perspectives in Heritage Studies. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=604327
  • The Oxford handbook of public history, , 2017
  • The public history reader, , 2013
  • Володин, А. (2014). Digital Humanities (Цифровые Гуманитарные Науки): В Поисках Самоопределения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.57CAFD22
  • Дмитриев А. Н. Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом / А.Н. Дмитриев, А.Б. Каменский, Л.П. Репина, Н.Г. Дорова, А.П. Толочко, В.И. Чесноков, А.В. Антощенко. - Москва : ВШЭ, 2012. - 551 с. - ISBN 978-5-7598-0914-2. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/334272/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aldrich R. Vestiges of the colonial empire in France: monuments, museums, and colonial memories. Houndmills and New York: Palgrave Macmillan, 2004.
  • Alexander, E. P., Alexander, M., & Decker, J. (2017). Museums in Motion : An Introduction to the History and Functions of Museums (Vol. Third edition). Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1465805
  • Alexandra Bolintineanu, & Jaya Thirugnanasampanthan. (2018). The Typewriter Under the Bed: Introducing Digital Humanities through Banned Books and Endangered Knowledge. KULA, (1). https://doi.org/10.5334/kula.30
  • Benmamoun, E., Montrul, S., & Polinsky, M. (2014). Defining an “ideal” heritage speaker: Theoretical and methodological challenges | Reply to peer commentaries. https://doi.org/10.1515/tl-2013-0018
  • Campelo, A., Reynolds, L., Lindgreen, A., & Beverland, M. (2019). Cultural Heritage. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2115840
  • Commemorating the Holocaust : the dilemmas of remembrance in France and Italy, Clifford, R., 2013
  • Companion to Comparative Literature, World Literatures, and Comparative Cultural Studies. (2009). Foundation Books. https://doi.org/10.1017/upo9789382993803
  • Cross-Cultural Differences in Adopting Mobile Augmented Reality at Cultural Heritage Tourism Sites. (2018). https://doi.org/10.1108/IJCHM-02-2017-0084
  • Denton, K. A. (2014). Exhibiting the Past : Historical Memory and the Politics of Museums in Postsocialist China. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=732404
  • Different voices : women and the Holocaust, , 1993
  • Hai-Jew, S. (2017). Data Analytics in Digital Humanities. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1514614
  • Jane Stokes. (2012). How to Do Media and Cultural Studies. SAGE Publications Ltd.
  • Michael Ryan. (2010). Cultural Studies : A Practical Introduction. Wiley-Blackwell.
  • Museums, monuments, and national parks : toward a new genealogy of public history, Meringolo, D. D., 2012
  • Robert Blackwood, & John Macalister. (2019). Multilingual Memories : Monuments, Museums and the Linguistic Landscape. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2230136

Авторы

  • Савельева Ирина Максимовна
  • Морозов Олег Владимирович
  • Русанов Александр Витальевич
  • Бикташева Алсу Назимовна
  • Колесник Александра Сергеевна
  • Гагарина Динара Амировна
  • Степанов Борис Евгеньевич
  • Исмакаева Илиана Дамировна
  • Максимова Алиса Сергеевна