We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение философии в рамках исторического бакалавриата преследует две цели. Прежде всего, это развитие метакогнитивных способностей студентов — способностей к мышлению в предельных понятиях и к критической рефлексии по поводу мировоззренческих проблем и категорий (категорий бытия, познания, времени, смысла, развития, исторического процесса, памяти и забвения); важно подчеркнуть, что такая рефлексия в рамках курса осуществляется как в формах индивидуального «всматривания» в структуру проблемы с последующей феноменологической дескрипцией (результатом такой дескрипции могут становиться авторские философские тексты, эссе), так и в формах философского диалога. Вторая цель, преследуемая нашим курсом — освоение студентами истории философии как особой формы интеллектуальной культуры, — позволяет создать своего рода систему осмысляющих контекстов, в рамках которых становятся более понятны формы мышления (и соответствующие им ценности, мотивы поступков) людей конкретных исторических эпох, изучаемых нашими студентами в рамках конкренто-исторических дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов со спецификой и важнейшими особенностями философии как самостоятельной формы мировоззрения;
  • рецепция идей и понятийного аппарата древневосточной, античной, средневековой, но¬воевропейской, русской и современной западной философии;
  • формирование у студентов герменевтических навыков на основе имманентного и интер¬текстуального анализа классических философских текстов;
  • создание условий для овладения навыками самостоятельной работы с первоисточниками;
  • формирование у студентов способности ориентироваться в сложном и противоречивом комплексе проблем и направлений философского знания;
  • овладение навыками самостоятельного анализа различных дискуссий по философской проблематике;
  • формирование у студентов способности интерпретации различных явлений и процессов внешнего и внутреннего мира с точки зрения их философского смысла;
  • развитие критического мышления студентов на основе историко-философского и компаративистского анализа выдающихся философских систем и концепций;
  • формирование у студентов умения самостоятельно устанавливать связи между философской и социально-экономической проблематикой;
  • развитие способности видеть широкий исторический контекст, в котором возникают и эволюционируют философские системы и концепции;
  • расширение кругозора студентов и формирование системного мышления в области гуманитарных наук; углубление общегуманитарной подготовки студентов;
  • формирование у студентов коммуникативных способностей, а также навыков работы в группе (команде); способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и кооперации;
  • развитие способности ценить и бережно относиться к историческому, религиозному, интеллектуальному и художественному наследию и культурным традициям разных народов;
  • формирование гражданской ответственности, а также способности к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сравнивает концепции античных философов
  • Сравнивает концепции античных и средневековых философов
  • Сравнивает концепции средневековых философов и философов эпохи Возрождения
  • Сравнивает концепции философов эпохи Возрождения и философов Нового времени
  • Сравнивает концепции немецких философов
  • Сравнивает концепции философов Нового времени и философов второй половины XIX в.
  • Сравнивает концепции русских и западных философов
  • Сравнивает концепции современных западных философов
  • Вычленяет научную сущность в изучаемых проблемах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Философия как область знания
    Тема 1. Специфика философского знания. Философия и мировоззрение. Структура и функции мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Виды мировоззрения: жизненно-практическое (обыденное) и теоретическое. Философская картина мира. Предмет философии и структура философского знания. Функции философии. Базовые философские методы. Фундаментальные вопросы философии. Основные направления и линии в философии. Тема 2. Философия в контексте культуры. Место философии в культуре. Философия и мифология. Философия и религия. Религиозная философия и философия религии. Философия и наука. Наука в философии и философия науки. Философия и история: история философии и философия истории. Философия и искусство. Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: для освоения раздела предусмотрено проведение дискуссий по философской проблематике и рассмотрение различных мировоззренческих кейсов.
  • Раздел 2. Античная философия.
    Тема 3. Философские взгляды досократиков. Особенности философии Древней Греции. Древнегреческая предфилософия: взгляды Гомера и Гесиода. Семь мудрецов. Милетская философская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Элейская школа: учение Парменида об истинном бытии, апории Зенона Элейского, взгляды Мелисса Самосского. Диалектика Гераклита Эфесского. Пифагореизм. Учение Эмпедокла о «филии» и «фобии». Гомеомерии Анаксагора. Атомизм Левкиппа и Демокрита. Тема 4. Классический период древнегреческой философии. Софисты. Сократ и антропологический поворот в античной философии. Сократические школы: киники, киренаики, мегарцы, элидо-эритрейцы. Учение Платона об идеях. Философская система Аристотеля и перипатетизм. Тема 5. Эллинистическая философия. Скептицизм. Греческий и римский эпикуреизм. Стоицизм. Неоплатонизм. Взгляды Филона Александрийского. Эклектизм.
  • Раздел 3. Средневековая философия.
    Тема 6. Патристическая философия. Особенности средневековой философии. Ранняя патристика и апологетика (I-II вв.): взгляды Иустина Философа, Климента Александрийского, Оригена, Тертуллиана. Зрелая патристика (IV-V вв.): учение Василия Великого, Григория Назианзина, Григория Нисского, Псевдо-Дионисия Ареопагита. Философия Августина Блаженного как вершина патристической мысли. Тема 7. Схоластическая философия. Взгляды Северина Боэция и его сочинение «Об утешении философией». Учение о четырех модусах бытия Иоанна Скота Эриугены. Онтологический аргумент в пользу существования Бога Ансельма Кентерберийского. Воззрения Петра Абеляра. Теология и философия Фомы Аквинского. Учение Уильяма Оккама.
  • Раздел 4. Философия эпохи Возрождения
    Тема 7. Ренессансный гуманизм. Особенности философии эпохи Возрождения. Данте Алигьери как предвестник гуманистической философии эпохи Ренессанса. Франческо Петрарка – родоначальник гуманистического движения в Италии. Гедонистическая этика Лоренцо Валлы. Оправдание материи и человеческой природы у Поджо Браччолини. Ренессансные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Тема 8. Ренессансный неоплатонизм и натурфилософия. Флорентийская Платоновская академия: взгляды Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандолы. Учение о Едином Джордано Бруно. Сочинение Николая Кузанского «Об ученом незнании». Философское значение открытий Галилео Галилея и Николая Коперника.
  • Раздел 5. Философия Нового времени
    Тема 9. Эмпирическая традиция в новоевропейской философии. Особенности английской философии Нового времени. Френсис Бэкон и его программа «великого восстановления наук». Учение Ф. Бэкона об идолах. Философские воззрения Томаса Гоббса. «Опыт о человеческом разумении» Джона Локка: сенсуализм и проблема «первичных» и «вторичных» качеств. Два логических вывода из эмпиризма: скептицизм Давида Юма и квази-солипсизм Джорджа Беркли. Тема 10. Рационалистическая традиция в новоевропейской философии. Континентальная философия в Новое время и ее особенности. Рене Декарт и метод радикального сомнения. Картезианское cogito. Дуализм в онтологии Р. Декарта: res cogitans et res extensa. Учение о субстанции (causa sui), атрибутах и модусах в философии Бенедикта Спинозы. «Этика» Б. Спинозы. Взгляды Готфрида Лейбница и его полемика с Джоном Локком о природе человеческого познания. Воззрения Блеза Паскаля. Философия эпохи Просвещения во Франции.
  • Раздел 6. Немецкая классическая философия
    Тема 11. Философская система И. Канта. Особенности немецкой классической философии. Докритический период в философии И. канта. Работа Канта «Всеобщая естественная история и теория неба» и небулярная гипотеза. Критический период. Работа Канта «Критика чистого разума». Трансцендентальная эстетика: учение о пространстве и времени. Трансцендентальная аналитика: учение о двенадцати категориях рассудка. Трансцендентальная диалектика: учение об антиномиях чистого разума. Этика И. Канта: гипотетический и категорический императив. Эстетические взгляды Канта. Тема 12. Философия Г.В.Ф. Гегеля: предшественники, последователи, оппоненты. «Наукоучение» И.Г. Фихте. Основные положения философии Ф.В.Й. фон Шеллинга. Гегелевская «Философия духа». Диалектическая триада Гегеля: тезис – антитезис – синтез. Наука логики: учение о бытии, сущности и понятии. Философия природы: учение о механизме, химизме и организме. Философия духа: учение об объективном, субъективном и Абсолютном Духе. Гегелевская философия истории. Старо- и младогегельянцы. Философские взгляды Людвига Фейербаха. Философия истории К. Маркса.
  • Раздел 7. Философия второй половины XIX в.
    Тема 13. Иррационалистическая традиция в западной неклассической философии. Философский пессимизм А. Шопенгауэра. Понятия «страх», «вера», «грех», «болезнь к смерти» в философии С. Кьеркегора. С. Кьеркегор как предтеча экзистенциализма. Ф. Ницше и доктрина переоценки всех ценностей. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке. Философия жизни: В. Дильтей, Г. Зиммель. Интуитивизм А. Бергсона. Тема 14. Позитивизм. Прагматизм. Неокантианство. Первый позитивизм: взгляды О. Конта, Дж. С. Милля, Г. Спенсера. Второй позитивизм: философия Р. Авенариуса и Э. Маха. Прагматизм: воззрения Ч. Пирса и У. Джемса. Неокантианство: марбургская школа (Г. Коген, Э. Кассирер) и баденская школа (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
  • Раздел 8. Русская философия
    Тема 15. «Досистемный» период в русской мысли. Элементы философии в древнерусской мысли. М.В. Ломоносов как последователь Лейбница. А.Н. Радищев о человеке, его смертности и бессмертии. Учение о внутреннем и внешнем человеке Г.С. Сковороды. Религиозное западничество В.Я. Чаадаева. Воззрения В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г Чернышевского. Славянофильство: взгляды И.В. Киреевского и А.С. Хомякова. Ф.М. Достоевский и влияние его идей на западную философию. Философские взгляды Л.Н. Толстого. Тема 16. Период систем в русской философии. Философия всеединства В.С. Соловьева. Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева. «Непостижимое» С.Л. Франка. Метафизика всеединства П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова. Интуитивизм Н.О Лосского. Неоплатонизм А.Ф. Лосева. Философия космзма. Неомарскизм в России начала XX века.
  • Раздел 9. Западная философия ХХ в.
    Тема 17. Основные течения в западной философии XX века. Философия истории О. Шпенглера и А. Тойнби. Фрейдизм. Феноменология Э. Гуссерля. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Экзистенциализм К. Ясперса. Французский экзистенциализм: Ж.-П. Сартр, А. Камю. Неотомизм. Персонализм. Франкфуртская школа. Структурализм. Герменевтика Х.-Г. Гадамера. Тема 18. Постструктуралистская философия и постмодерн. Ж.-Ф. Лиотар о состоянии постмодерна. «Письмо» и «различение» в философии Ж. Дерриды. М. Фуко: «децентрация субъекта» и «смерть человека». Понятие «ризомы» у Ж. Делёза. «Текстовый анализ» Р. Барта. «Симулякры» Ж. Бодрийяра.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Концептуализация классического философского текста (части текста). Отчет по самостоятельной работе предоставляется в письменном виде объемом не менее 10 000 знаков. Студент также может выбрать другой философский текст, предварительно согласовав свой выбор с преподавателем. Работа должна быть выполнена самостоятельно и не содержать цитат и прочих неавторских вставок; быть написана на грамотном русском языке; студент должен использовать основополагающие философские понятия; содержание классического философского текста должно быть передано адекватно; в конце студент должен определить «философскую партийность» автора (включая страну его проживания и годы его жизни) и место его текста в истории философии. Работа сдается в электронном виде преподавателю за неделю до окончания изучения учебной дисциплины.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ивин А. А., Никитина И. П. - ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 478с. - ISBN: 978-5-9916-4016-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-425236
  • Ретюнских Л. Т. - ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 357с. - ISBN: 978-5-9916-9073-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-433021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кочеров С. Н., Сидорова Л. П. - ФИЛОСОФИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-534-09969-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-429051
  • Оганян К. М. - ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 157с. - ISBN: 978-5-534-09621-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-cheloveka-434399