We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Introduction to Profession"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс позволяет овладеть навыками исследовательской работы, в том числе с применением современных информационных технологий и инструментария, получить навыки аналитической работы с историческими источниками разных видов, навыки работы с исследовательской литературой, навыки реферирования и рецензирования научной литературы, познакомит со структурой и правилами оформления научных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является приобретение профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации; фундаментальную подготовку в области гуманитарных наук. Конкретные задачи, преследуемые курсом, таковы: В области обучения – приобретение профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации; фундаментальную подготовку в области гуманитарных наук. Конкретные задачи, преследуемые курсом, таковы: 1) овладение навыками исследовательской работы, в том числе с применением современных информационных технологий и инструментария; 2) овладение навыками аналитической работы с историческими источниками разных видов; 3) овладение навыками работы с исследовательской литературой; 3) овладения навыками реферирования и рецензирования научной литературы; 4) знакомство со структурой и правилами оформления научных работ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Может применить методы анализа для разных типов источников, умеет анализировать исследовательскую литературу.
  • Умеет писать введение к исследовательской работе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Особенности научного текста
    Тема 1. Исследовательская работа в вузе Положение о курсовой работе и правила ее написания. Основные этапы работы над курсовой. Правила оформления текста, сносок и списка литературы и источников. ГОСТы. Работа с антиплагиатом. Тема 2 Научный текст. Признаки научного текста. Научный и художественный текст. Публицистика. Эмоции в научном тексте. Типология научных текстов. Тема 3. Структура научного текста. Статья и монография. Постановка проблемы, обзор историографии, тезисы, аргументы, выводы. Особенности научной рецензии на статьи и монографии. Тема 4. Научная дискуссия: научные журналы. Научная жизнь: обзоры научных дискуссий (по материалам журналов «Вестник МГУ» (https://proxylibrary.hse.ru:2226/browse/udb/890), «Вопросы истории» (https://proxylibrary.hse.ru:2226/browse/publication/688) и др.). Тема 5. Научная дискуссия: конференция. Типология конференций, тематика, тренды. Подборка конференций для студентов. Структура научного доклада. Тема 6. Презентации научного исследования. Технология и особенности выступления на научной конференции. Визуальные и вербальные способы представления результатов исследования. Представление собственных исследовательских проектов. Тема 7. Проблема ангажированности научных исследований. Фальсификации в науке и производство научных мифов. Примеры фальсификации и мифов. Тема 8. Ценности и оценочные суждения в исторических исследованиях. Реконструкция исторического прошлого как научная проблема. Ценности в гуманитарном познании. Объективность, беспристрастность и свобода от оценочных суждений. М.Вебер о «свободе от оценки» в социологической и экономической науке. Влияния моральных и этических регуляторов, социальных стереотипов на выбор темы исследования и донаучное (обыденное) представление о ней. Тема 9. Историографический обзор литературы. Историография и обоснование заявленной темы. Принципы и практики составления историографического обзора. Проблема адекватности и соразмерности историографии и заявленной темы. Масштабы исторических открытий. Формируем «научный багаж» исследования: «карточка» цитат, «карточка» ссылок. Конспекты и выписки в научной работе. Тема 10. Способы и приемы отбора и поиска научной литературы. Библиотека как информационный ресурс. Алфавитный и систематический каталоги, реферативные сборники, библиографические справочники, историографические обзоры. Поиск научной литературы в Интернете. Периодические научные издания. Тема 11. Работа с научной литературой. Рецензирование и реферирование. Как читать монографию. Приемы чтения и анализа научной литературы. Работа с монографией, необходимой в собственной исследовательской работе. Реферирование научных статей и монографий. Рецензирование научных статей и монографий. Принципы и практики научной критики и научной дискуссии.
  • Раздел 2. Введение в исследовательской работе
    Тема 12. Структура введения и постановка проблемы исследования. Структурные элементы введения. Технология постановки проблемы исследования в соответствии с тематикой работы. Тема 13. Актуальность и новизна исследования. Понятие актуальности и новизны исследования. Содержание, объем, оригинальность, четкость, аргументированность, согласованность актуальности. Тема 14. Цель и задачи исследования. Правила постановки цели. Особенности постановки задач исследования. Тема 15. Предмет и объект исследования. Что такое предмет исследования. Что такое объект исследования. Особенности обозначения предмета и объекта исследования. Тема 16. Методологические основания исследования. Что такое методология. Рамки исследования. Эмпирическая и теоретическая компоненты научного исследования. Объект и предмет исследования. Принципы выбора методологии. Проблема корректности и адекватности методологии и заявленной темы. Тема 17. Пишем текст: представления результатов исследования. Адресат научного текста. Правила академического письма. Библиография научного исследования. Правила оформления научного текста. Сноски и ссылки. Форматирование. Структура. Проблема плагиата и научной этики. Тема 18. Публичное представление результатов исследования. Особенности устного выступления. Технические средства и правила их использования. Презентация, доклад и ответ на вопросы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме защиты результатов своего исследования в zoom. 7-10 на выступление с презентацией. Затем ответы на вопросы. В случае, если обучающийся защищает курсовую, оценка комиссии является оценкой за экзамен по НИС.
  • неблокирующий Домашнее задание: Проспект исследовательской работы
  • неблокирующий Домашнее задание: оригинальная статья
  • неблокирующий Самостоятельная работа: рецензия
  • неблокирующий Семинарские занятия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Домашнее задание: оригинальная статья + 0.1 * Домашнее задание: Проспект исследовательской работы + 0.1 * Самостоятельная работа: рецензия + 0.3 * Семинарские занятия + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лаппо-Данилевский А. С. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 239с. - ISBN: 978-5-534-07070-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-1-teoriya-istoricheskogo-znaniya-420751
  • Лаппо-Данилевский А.С. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 315с. - ISBN: 978-5-534-07072-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-2-metody-istoricheskogo-izucheniya-420752
  • Русина Ю. А. - ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 234с. - ISBN: 978-5-534-00431-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istochnikovedenie-noveyshey-istorii-rossii-438077
  • Русина Ю. А. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-9916-9805-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istochnikovedeniya-438076

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гребенюк А. В., Колосова И. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ЦИВИЛИЗАЦИОГРАФИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 266с. - ISBN: 978-5-534-08011-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-civilizaciografiya-424100
  • Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки: Учебное пособие / И.В. Григорьева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-005133-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/237540
  • Соколова М. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 113с. - ISBN: 978-5-534-10089-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat-437272