We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History teaching method

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Методика преподавания истории» на теоретическом и практическом уровне дает компетенции, необходимые для преподавания истории как школьного предмета. Дается информация об опыте преподавания истории в России и других странах, рассматриваются исторические кейсы. Изучаются практически разные методики: обучение с применением схем и наглядности, познавательные игры, блочная система обучения, индивидуальная, групповая и фронтальная работа обучающихся и др. Изучаются новейшие подходы, работа с использованием информационных технологий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью(ями) освоения дисциплины «Методика преподавания истории» являются: на теоретическом и практическом уровне дать компетенции, необходимые для преподавания истории как школьного предмета. Дать информацию об опыте преподавания истории в России и других странах, рассмотреть исторические кейсы. Изучить практически разные методики: обучение с применением схем и наглядности, познавательные игры, блочная система обучения, индивидуальная, групповая и фронтальная работа обучающихся и др. Изучить новейшие подходы работы с использованием информационных технологий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает разные методы преподавания истории; прослеживает эволюцию методов преподавания истории.
  • Может применить разные технологии ведения занятий по истории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Эволюция методов преподавания истории.
    Тема 1. История как предмет: школа, вуз. Предмет, задачи и основные факторы методики обучения истории. Роль и место методики в школьном и вузовском обучении истории. Тема 2. Преподавание истории в дореволюционной России. Обучения истории в XVII-XVIII вв. Историческое образование в XIX в. Методика обучения истории в начале XX в. Тема 3. Историческое образование в СССР. Особенности преподавания истории в 1917 г. — начале 30-х гг. Введение самостоятельных курсов истории (начало 30-х — конец 50-х гг.). Изменения в историческом образовании в 60 — 80-е гг. Исторический поворот конца 80х гг. Тема 3. Обучение истории в современной школе. Структура исторического образования в 90-е гг. Сравнение методов преподавания истории в России, США, Европейских странах. Тема 4. Реформа исторического образования в 21 веке. Введение Учебного плана, Государственного стандарта. Отечественная и всеобщая история в концентрической и линейной системах обучения. Тема 5. Школьная программа по истории. Структура программы. Федеральный и региональный компонент программы по истории. Сложные темы. Особенности программы в разных классах.
  • Раздел 2. Технологии обучения истории
    Тема 6. Особенность профильного обучения старшеклассников на базовом, специальном и элективном уровнях обучения. Концепция профильного обучения. Цели профильного обучения. Технология разработки элективных курсов по истории для профильных классов. Отзывы о профильном обучении. Тема 7. Учебники по истории: понятие, структура, содержание, сравнительный анализ. Современный школьный учебник. Экспертиза учебной литературы для школы: технология и практический анализ. Федеральный комплект учебников и альтернативные учебники. Тема 8. Учебно-методическое обеспечение в обучении истории. Хрестоматии, задачники, рабочие тетради и др. Учебно-методические комплексы по истории: проблемы и перспективы. Тема 9. Основные факторы процесса обучения истории. Познавательные возможности и учебная мотивация обучающихся. Мышление, воображение, память, внимание и их учет в преподавании истории. Тема 10. Технологии стимулирования познавательного интереса учащихся. Методика развития познавательного интереса к изучению истории. Структура познавательного интереса. Применение технологии развития познавательного интереса на примере выбранного кейса. Тема 11. Основные компоненты учебного материала: представления, понятия, закономерности. Факты, явления, процессы как части структуры знаний по истории. Теоретический, эмпирический уровни изучения истории. Тема 12. Хронологические и локальные представления и представлений о прсоналиях в обучении истории и другие технологии. Методика создания хронологических представлений. Характеристика познавательных умений и навыков, нужных для формирования хронологических представлений. Методика создания локальных представлений. Картографическая наглядность. Тема 13. Лабораторный и проблемный метод обучения истории. Лабораторный метод обучения истории. Использование документов в историческом образовании. Требования, предъявляемые к отбору документов на урок. Художественная литература в обучении истории. Тема 14. Формы обучения истории и технологии контроля. Требования к современному уроку. Нестандартные уроки истории: определение, признаки, место в учебно-воспитательном процессе, методика организации и проведения. Лекции и семинары, лабораторные и практические занятия: определение, цели, функции. Тема 15. Подготовка учителя к уроку. Рабочий план урока и его компоненты. Написание и представление рабочего плана урока по заданной тематике (групповая работа). Критерии анализа и самоанализа учебных занятий. Кабинет истории. Тема 16. Компьютеризация школьного исторического образования Использование информационных технологий: мультимедийные программы, компьютерные учебники, Интернет. Методика работы со статисткой.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа: разработка урока и проведение его на семинаре.
  • неблокирующий Семинарские занятия
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине пройдет онлайн (в zoom) в период сессии 3-го модуля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Письменная контрольная работа + 0.3 * Самостоятельная работа: разработка урока и проведение его на семинаре. + 0.3 * Семинарские занятия + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Каган М. С. - ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 321с. - ISBN: 978-5-534-06176-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/problemy-metodologii-gumanitarnogo-poznaniya-izbrannye-trudy-438872
  • Шоган В. В., Сторожакова Е. В. - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 433с. - ISBN: 978-5-534-11816-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-prepodavaniya-istorii-v-shkole-446190

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Отв. ред. Любичанковский С. В. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РОССИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 364с. - ISBN: 978-5-534-11121-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-istorii-trudnye-voprosy-istorii-rossii-444507
  • Черемошкина Л. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ : РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ РЕБЕНКА. Учебное пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 277с. - ISBN: 978-5-534-10528-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodika-vospitaniya-razvitie-vnimaniya-i-pamyati-rebenka-437495