• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History teaching method

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Social Sciences and Humanities (Perm))
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Методика преподавания истории» на теоретическом и практическом уровне дает компетенции, необходимые для преподавания истории как школьного предмета. Дается информация об опыте преподавания истории в России и других странах, рассматриваются исторические кейсы. Изучаются практически разные методики: обучение с применением схем и наглядности, познавательные игры, блочная система обучения, индивидуальная, групповая и фронтальная работа обучающихся и др. Изучаются новейшие подходы, работа с использованием информационных технологий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью(ями) освоения дисциплины «Методика преподавания истории» являются: на теоретическом и практическом уровне дать компетенции, необходимые для преподавания истории как школьного предмета. Дать информацию об опыте преподавания истории в России и других странах, рассмотреть исторические кейсы. Изучить практически разные методики: обучение с применением схем и наглядности, познавательные игры, блочная система обучения, индивидуальная, групповая и фронтальная работа обучающихся и др. Изучить новейшие подходы работы с использованием информационных технологий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает разные методы преподавания истории; прослеживает эволюцию методов преподавания истории.
  • Может применить разные технологии ведения занятий по истории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Эволюция методов преподавания истории.
    Тема 1. История как предмет: школа, вуз. Предмет, задачи и основные факторы методики обучения истории. Роль и место методики в школьном и вузовском обучении истории. Тема 2. Преподавание истории в дореволюционной России. Обучения истории в XVII-XVIII вв. Историческое образование в XIX в. Методика обучения истории в начале XX в. Тема 3. Историческое образование в СССР. Особенности преподавания истории в 1917 г. — начале 30-х гг. Введение самостоятельных курсов истории (начало 30-х — конец 50-х гг.). Изменения в историческом образовании в 60 — 80-е гг. Исторический поворот конца 80х гг. Тема 3. Обучение истории в современной школе. Структура исторического образования в 90-е гг. Сравнение методов преподавания истории в России, США, Европейских странах. Тема 4. Реформа исторического образования в 21 веке. Введение Учебного плана, Государственного стандарта. Отечественная и всеобщая история в концентрической и линейной системах обучения. Тема 5. Школьная программа по истории. Структура программы. Федеральный и региональный компонент программы по истории. Сложные темы. Особенности программы в разных классах.
  • Раздел 2. Технологии обучения истории
    Тема 6. Особенность профильного обучения старшеклассников на базовом, специальном и элективном уровнях обучения. Концепция профильного обучения. Цели профильного обучения. Технология разработки элективных курсов по истории для профильных классов. Отзывы о профильном обучении. Тема 7. Учебники по истории: понятие, структура, содержание, сравнительный анализ. Современный школьный учебник. Экспертиза учебной литературы для школы: технология и практический анализ. Федеральный комплект учебников и альтернативные учебники. Тема 8. Учебно-методическое обеспечение в обучении истории. Хрестоматии, задачники, рабочие тетради и др. Учебно-методические комплексы по истории: проблемы и перспективы. Тема 9. Основные факторы процесса обучения истории. Познавательные возможности и учебная мотивация обучающихся. Мышление, воображение, память, внимание и их учет в преподавании истории. Тема 10. Технологии стимулирования познавательного интереса учащихся. Методика развития познавательного интереса к изучению истории. Структура познавательного интереса. Применение технологии развития познавательного интереса на примере выбранного кейса. Тема 11. Основные компоненты учебного материала: представления, понятия, закономерности. Факты, явления, процессы как части структуры знаний по истории. Теоретический, эмпирический уровни изучения истории. Тема 12. Хронологические и локальные представления и представлений о прсоналиях в обучении истории и другие технологии. Методика создания хронологических представлений. Характеристика познавательных умений и навыков, нужных для формирования хронологических представлений. Методика создания локальных представлений. Картографическая наглядность. Тема 13. Лабораторный и проблемный метод обучения истории. Лабораторный метод обучения истории. Использование документов в историческом образовании. Требования, предъявляемые к отбору документов на урок. Художественная литература в обучении истории. Тема 14. Формы обучения истории и технологии контроля. Требования к современному уроку. Нестандартные уроки истории: определение, признаки, место в учебно-воспитательном процессе, методика организации и проведения. Лекции и семинары, лабораторные и практические занятия: определение, цели, функции. Тема 15. Подготовка учителя к уроку. Рабочий план урока и его компоненты. Написание и представление рабочего плана урока по заданной тематике (групповая работа). Критерии анализа и самоанализа учебных занятий. Кабинет истории. Тема 16. Компьютеризация школьного исторического образования Использование информационных технологий: мультимедийные программы, компьютерные учебники, Интернет. Методика работы со статисткой.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа: разработка урока и проведение его на семинаре.
  • неблокирующий Семинарские занятия
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа: разработка урока и проведение его на семинаре.
  • неблокирующий Семинарские занятия
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Письменная контрольная работа + 0.3 * Самостоятельная работа: разработка урока и проведение его на семинаре. + 0.3 * Семинарские занятия + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Каган М. С. - ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 321с. - ISBN: 978-5-534-06176-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/problemy-metodologii-gumanitarnogo-poznaniya-izbrannye-trudy-438872
  • Шоган В. В., Сторожакова Е. В. - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 433с. - ISBN: 978-5-534-11816-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-prepodavaniya-istorii-v-shkole-446190

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Отв. ред. Любичанковский С. В. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РОССИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 364с. - ISBN: 978-5-534-11121-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-istorii-trudnye-voprosy-istorii-rossii-444507
  • Черемошкина Л. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ : РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ РЕБЕНКА. Учебное пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 277с. - ISBN: 978-5-534-10528-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodika-vospitaniya-razvitie-vnimaniya-i-pamyati-rebenka-437495