We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Mathematic Methods in Historical Research

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3 module

Instructor


Senina, Anna

Программа дисциплины

Аннотация

Задачи курса "Математические методы в исторических исследованиях": изучение фундаментальных основ математики, а также разделов математики, которые нашли применение в исторических исследованиях (математическая статистика, методы математического моделирования и др.); изучение способов измерения исторических и социально-гуманитарных явлений; изучение целей, возможностей и ограничений применения количественных методов в различных типах исторических исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование знаний математических методов и навыков их применения в исторических исследованиях.
  • Изучение фундаментальных основ математики, а также разделов математики, которые нашли применение в исторических исследованиях (математическая статистика, методы математического моделирования и др.).
  • Изучение способов измерения исторических и социально-гуманитарных явлений; изучение целей, возможностей и ограничений применения количественных методов в различных типах исторических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен применять математические методы для изучения отдельных исторических объектов
  • Знает математические модели, используемые в исторических исследованиях, способен применять математический аппарат для анализа исторических источников
  • Способен анализировать исторические источники с помощью статистических методов и соответствующих программных средств
  • Понимает возможности различных математических методов, способен выбирать методы для анализа исторических данных в соответствие с поставленными задачами
  • Использует сведения из литературы и цифровых ресурсов для выполнения учебных заданий.
  • Способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности элементы естественнонаучного и математического знания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение. Математизация гуманитарного знания
    Математизация научного знания. Понятийный аппарат. Математические методы в истории и политологии: цели, задачи, возможности, ограничения. Направления и формы математизации. Количественные vs описательные методы в исторических исследованиях.
  • Раздел 2. Измерения и шкалы
    Понятие числа. Шкалы, проблемы шкалирования в истории. Методы измерения. Понятие множества.
  • Раздел 3. Математическое моделирование в истории
    Моделирование в истории: типы объектов, обзор методов. Моделирование источников различного типа. Математическое моделирование исторических явлений и процессов. Клиодинамика. Типы моделей: отражательно-измерительные, имитационно-прогностические, контрфактические.
  • Раздел 4. Статистический подход и статистические методы в исторических исследованиях
    Выборка, выборочный метод. Основы теории вероятностей. Основы статистики. Дескриптивная статистика. Корреляционный анализ. Ошибки выборки. Доверительный интервал. Проверка гипотез. Статистические распределения. Нормальное распределение.
  • Раздел 5. Обзор других математических методов в исторических исследованиях
    Рассмотрение методов, нашедших применение в исторических исследованиях, но не рассмотренных в предыдущих разделах. Раздел во многом связан с устными защитами рецензий и рассмотрением соответствующих исследований и методов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Рецензия
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине пройдет онлайн (в zoom) в период сессии 3-го модуля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Рецензия + 0.25 * Самостоятельная работа + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Семакин И.Г., Русакова О.Л., Тарунин Е.Л. и др. - Программирование, численные методы и математическое моделирование. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 298с. - ISBN: 978-5-406-07601-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932970

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гринева Н.В., Абдикеев Н.М., Пащенко Ф.Ф., Гусев В.Б., Иванюк В.А., Кузнецов Н.В. - Моделирование долгосрочного социально-экономического развития России - Русайнс - 2017 - 216с. - ISBN: 978-5-4365-2226-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/927985
  • Дорофеева А. В. - ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ. СБОРНИК ЗАДАЧ 2-е изд. Учебно-практическое пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-9916-2682-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vysshaya-matematika-dlya-gumanitarnyh-napravleniy-sbornik-zadach-425571
  • Древс Ю. Г., Золотарёв В. В. - ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 142с. - ISBN: 978-5-534-11951-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/imitacionnoe-modelirovanie-446488
  • Рейзлин В. И. - МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 126с. - ISBN: 978-5-534-08475-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/matematicheskoe-modelirovanie-434020
  • Статистические методы анализа данных : учебник / Л.И. Ниворожкина, С.В. Арженовский, А.А. Рудяга [и др.] ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Л.И. Ниворожкиной. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2016. — 333 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/21064. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556760