• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Source Study and Historical Information Resources

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Social Sciences and Humanities (Perm))
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории» является приобретение знаний о развитии источниковедения как специальной отрасли исторической науки, комплексе исторических источников по отечественной истории, об их информационном потенциале; умений поиска, отбора и использования разных видов источников. В результате освоения дисциплины студент должен знать этапы развития источниковедения, проблемы современного исторического источниковедения и дисциплин источниковедческого цикла, типологию и этапы эволюции корпуса исторических источников; теоретические концепты, научный инструментарий и понятийно-категориальным аппарат, особенности поиска разных типов источников и работы с ними; уметь проводить научный поиск в архивах, музеях, библиотеках, Интернете и электронных базах, анализировать и интерпретировать исторические источники различных типов и видов, атрибутировать, датировать, критически оценивать источник, владеть навыками компаративного анализа, работать с источниками разных видов, описать особенности комплекса источников по периоду или проблеме; находить в источниках, анализировать и представлять фактические данные об исторических процессах и явлениях; представлять результаты источниковедческой работы в устной и письменной формах, использовать понятийный аппарат; иметь навыки внутренней и внешней критики источников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение знаний о развитии источниковедения как специальной отрасли исторической науки, комплексе исторических источников по отечественной истории, об их информационном потенциале, формирование умений, связанных с поиском, отбором и использованием в историческом исследовании разных видов источников.
  • Приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию уважительного отношения к архивным и музейным коллекциям как ценному культурному наследию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает особенности и основные источниковедческие приемы работы с письменными источниками российской истории XX вв., уметь атрибутировать, датировать, анализировать и интерпретировать их.
  • Знает особенности и основные источниковедческие приемы работы с периодической печатью, уметь атрибутировать, датировать, анализировать и интерпретировать их
  • Знает особенности и основные источниковедческие приемы работы с визуальными источниками, умеет датировать, анализировать и интерпретировать их
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 10. Архивы в 21 веке.
    Тема 33. Отечественные и зарубежные архивы на современном этапе: проблемы и перспективы. Тема 34. Источниковедение и археография. Правила публикации исторических источников. Тема 35. Использование архивных материалов и ретроспективной информации в публичной истории и средствах массовой информации.
  • Раздел 11. Исторические источники в цифровой среде.
    Тема 36. Исторические источники в сети Интернет: поисковые возможности, организация, визуализация и возможности обработки. Тема 37. Электронные архивы, музеи, библиотеки: организация, доступ, возможности использования.
  • Раздел 9. Устные источники и музейное источниковедение.
    Тема 28. Практическое применение методов устной истории в исторической науке. Глубинное интервью как источник. Тема 29. Лингвистические источники и данные языка в исторической науке. Историческая ономастика. Тема 30. Музейное источниковедение на современном этапе. Тема 31. Художественная литература как источник ретроспективной информации. Тема 32. Художественные изображения как исторический источник. Опыт атрибуции картин.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Дистанционные испытания НИУ ВШЭ, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим техническим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf Для участия в экзамене студент обязан поставить на аватар фотографию, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, вставать с места, пользоваться любыми сторонними материалами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русина Ю. А. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-9916-9805-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istochnikovedeniya-438076

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки: Учебное пособие / И.В. Григорьева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-005133-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/237540
  • Ключевский В. О. - ДРЕВНЕРУССКИЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-534-09853-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drevnerusskie-zhitiya-svyatyh-kak-istoricheskiy-istochnik-428780
  • Лаппо-Данилевский А.С. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 315с. - ISBN: 978-5-534-07072-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-2-metody-istoricheskogo-izucheniya-420752
  • Присёлков М. Д. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ XI—XV ВЕКОВ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 260с. - ISBN: 978-5-534-06444-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-letopisaniya-xi-xv-vv-411763
  • Русина Ю. А. - ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 234с. - ISBN: 978-5-534-00431-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istochnikovedenie-noveyshey-istorii-rossii-438077
  • Теория и методология истории: Учебное пособие / Потемкина М.Н., - 2-е изд. - М.:РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 200 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01351-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/460120
  • Цеменкова С. И. ; под науч. ред. Мазур Л.Н. - АРХИВОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ АРХИВОВ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 153с. - ISBN: 978-5-534-10241-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arhivovedenie-istoriya-arhivov-rossii-s-drevneyshih-vremen-do-nachala-hh-veka-442483