• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Pedagogy of the humanities

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Social Sciences and Humanities (Perm))
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Педагогика гуманитарных наук» на теоретическом и практическом уровне дает компетенции, необходимые для преподавания. Дается информация об опыте преподавания разных гуманитарных дисциплин в России и других странах, рассматриваются исторические кейсы. Изучаются практически разные методики: обучение с применением схем и наглядности, познавательные игры, блочная система обучения, индивидуальная, групповая и фронтальная работа обучающихся и др. Изучаются новейшие подходы, работа с использованием информационных технологий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью(ями) освоения дисциплины «Педагогика гуманитарных дисциплин» являются: на теоретическом и практическом уровне дать компетенции, необходимые для преподавания разных гуманитарных дисциплин. Дать информацию об опыте преподавания гуманитарных дисциплин в России и других странах, рассмотреть кейсы разных исторических периодов. Изучить практически разные методики: обучение с применением схем и наглядности, познавательные игры, блочная система обучения, индивидуальная, групповая и фронтальная работа обучающихся и др. Изучить новейшие подходы работы с использованием информационных технологий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает разные методы педагогики гуманитарных дисциплин;прослеживает эволюцию методов преподавания.
  • Может применить разные технологии ведения занятий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Эволюция методов педагогики гуманитарных дисциплин
    Тема 1. Спектр гуманитарных дисциплин: школа, вуз. Предмет, задачи и основные факторы педагогики гуманитарных дисциплин. Роль и место методики в школьном и вузовском обучении на гуманитарных дисциплинах. Тема 2. Преподавание гуманитарных дисциплин в дореволюционной России. Развитие гуманитарного знания и его преподавание в XVII-XVIII вв. Историческое образование в XIX в. Методика обучения в гуманитарных дисциплинах в начале XX в. Тема 3. Гуманитарное образование в СССР. Особенности преподавания разных гуманитарных наук в 1917 г. — начале 30-х гг. Введение самостоятельных курсов истории, литературы и др. (начало 30-х — конец 50-х гг.). Изменения в гуманитарном образовании в 60 — 80-е гг. Исторический поворот конца 80х гг. Трансформация гуманитарных наук в разные годы. Влияние лингвистического поворота. Тема 3. Обучение гуманитарным дисциплинам в современной школе. Структура гуманитарного образования в 90-е гг. Сравнение методов преподавания гуманитарных дисциплин в России, США, Европейских странах. Тема 4. Реформа гуманитарного образования в 21 веке. Введение Учебного плана, Государственного стандарта. Гуманитарные дисциплины в концентрической и линейной системах обучения. Тема 5. Школьная программа по гуманитарным дисциплинам. Структура программы. Федеральный и региональный компонент программ. Сложные темы. Особенности программы в разных классах.
  • Раздел 2. Технологии обучения гуманитарным дисциплинам
    Тема 6. Особенность профильного обучения старшеклассников на базовом, специальном и элективном уровнях обучения. Концепция профильного обучения. Цели профильного обучения. Технология разработки элективных курсов по гуманитарным дисциплинам для профильных классов. Тема 7. Учебники по гуманитарным дисциплинам: понятие, структура, содержание, сравнительный анализ. Современный школьный учебник. Федеральный комплект учебников и альтернативные учебники. Сравнение содержания учебников по сложным темам в России и других странах. Тема 8. Учебно-методическое обеспечение в обучении гуманитарным дисциплинам. Хрестоматии, задачники, рабочие тетради и др. Учебно-методические комплексы. Тема 9. Основные факторы процесса обучения гуманитарным дисциплинам. Познавательные возможности и учебная мотивация обучающихся. Мышление, воображение, память, внимание и их учет в преподавании гуманитарных дисциплин. Тема 10. Технологии стимулирования познавательного интереса учащихся. Методика развития познавательного интереса к изучению гуманитарным дисциплинам. Структура познавательного интереса. Тема 11. Основные компоненты учебного материала: представления, понятия, закономерности. Факты, явления, процессы как части структуры знаний по гуманитарным дисциплинам. Теоретический, эмпирический уровни изучения гуманитарных дисциплин. Повествование, характеристика, описание,объяснение, доказательство, рассуждение, средства (схемы, таблицы, планы) в изучении гуманитарных дисциплин. Тема 12. Хронологические и локальные представления и представления о персоналиях в обучении истории и другие технологии. Методика создания хронологических представлений. Методика создания локальных представлений. Картографическая наглядность. Методика создания персонифицированных представлений. Характеристика основных монологовых и диалоговых приёмов устного изложения материала. Требования к устному слову учителя. Методика изучения быта и нравов в процессе обучения истории и обществознания. Наглядный метод обучения. Тема 13. Лабораторный и проблемный метод обучения гуманитарным дисциплинам. Лабораторный метод обучения. Использование документов в гуманитарном образовании. Требования, предъявляемые к отбору документов на урок. Художественная литература. Роль межпредметных и внутрикурсовых связей. Проблемный метод обучения. Методика создания проблемных ситуаций и решения проблемных задач на уроках. Методика организации и проведения интегративных уроков по гуманитарным дисциплинам. Тема 14. Формы обучения и технологии контроля. Урок: типология, методика подготовки и проведения. Требования к современному уроку. Нестандартные уроки: определение, признаки, место в учебно-воспитательном процессе, методика организации и проведения. Лекции и семинары, лабораторные и практические занятия: определение, цели, функции. Методика организации и проведения разных форм учебных занятий. Методика проведения разных форм диагностики. Особенности ЕГЭ по истории, обществознанию и литературе и технология подготовки к ЕГЭ. Тема 15. Подготовка учителя к уроку. Характеристика основных этапов планирования преподавания. Особенность календарно-тематического и блочного планирования. Рабочий план урока и его компоненты. Написание и представление рабочего плана урока по заданной тематике (групповая работа). Критерии анализа и самоанализа учебных занятий. Кабинет и его оформление, школьный музей истории, литературная гостиная. Внеклассная работа на базе кабинета. Варианты оформления стендов кабинета и музея, литературной гостиной. Научный клуб учащихся. Участие в конкурсах научных работ и конференциях учащихся. Тема 16.Компьютеризация школьного гуманитарного образования Использование информационных технологий: мультимедийные программы, компьютерные учебники, Интернет. Методика работы со статисткой. Упражнения и познавательные задания со статистикой. Работа с базами Пермских архивов. Технические средств, кино, видео, аудио- технологии в обучении.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Семинарские занятия
  • неблокирующий Самостоятельная работа: разработка урока и представление его на семинаре.
  • неблокирующий Письменная контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Письменная контрольная работа + 0.2 * Самостоятельная работа: разработка урока и представление его на семинаре. + 0.3 * Семинарские занятия + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Каган М. С. - ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 321с. - ISBN: 978-5-534-06176-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/problemy-metodologii-gumanitarnogo-poznaniya-izbrannye-trudy-438872

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Канке В. А. - ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. Учебник для магистров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 572с. - ISBN: 978-5-9916-3275-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofiya-i-metodologiya-socialnyh-nauk-426169
  • Методика преподавания истории в русской школе ХIХ – начала ХХ в: Монография / Студеникин М.Т. - М.:Прометей, 2016. - 236 с. ISBN 978-5-9907452-7-8
  • Набатова О. Г. - ИСТОРИЯ РОССИИ XVIII ВЕКА. КОНСПЕКТ УРОКОВ 2-е изд. Практическое пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 395с. - ISBN: 978-5-9916-9830-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-xviii-veka-konspekt-urokov-437902
  • Отв. ред. Любичанковский С. В. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РОССИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 364с. - ISBN: 978-5-534-11121-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-istorii-trudnye-voprosy-istorii-rossii-444507
  • Фирсов С. Л. - ИСТОРИЯ РОССИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 380с. - ISBN: 978-5-534-08721-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-426261