We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of historical knowledge

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Историки, которые учились в советское и постсоветское время помнят предмет, который назывался «Историография». Студент должен был составить представление об основных тенденциях развития исторической науки, о ключевых дискуссиях и парадигмах в истории. Нередко этот курс дополнялся другим предметом, который в учебных планах значился «Методология истории». К сожалению, практическое преподавание этих двух дисциплин оставляло желать лучшего. Историография нередко заменялась начетничеством и выучиванием названий монографий и авторов, забываемых после экзамена. Методология, призванная помогать студенту найти теоретические основания его исследовательской работы, превращалась в спекулятивные размышления о всемирном историческом процессе или в пересказ идей классиков. Курс «История исторического знания» пытается избежать указанных выше проблем. В основе этой дисциплины – попытка решить противоречие: «Любое теоретическое знание по-настоящему осваивается тогда, когда находит практическое применение. Настоящий историк должен иметь широкие гуманитарные знания, позволяющие ему выходить за пределы своей узкой исследовательской темы». В рамках курса студент составляет представление об основных парадигмальных дискуссиях, пытается понять методологические возможности той или иной концепции по отношению к теме своего исследования, учится оценивать работы своих коллег с точки зрения критической теории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучение истории, теории и форм исторического знания, аспектов дисциплинарного оформления истории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет и объясняет предмет и основные понятия курса истории исторического знания.
  • Показывает процесс возникновения и эволюции исторических представлений в древности и средневековье .
  • Определяет специфику и значение Нового времени в процессе формирования современного исторического знания.
  • Анализирует ключевые исторические концепции ХХ в., основные тенденции эволюции исторического знания в начале XXI в.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение в курс истории исторического знания
    Предмет курса. Основные историографические понятия. Источники для изучения истории исторического знания. Основная литература по курсу. Основные этапы истории исторического знания.
  • 2. Историческое знание от античности до Возрождения
    А. Европейская историческая мысль от античности до Просвещения. Исторические реалии в античной мифологии и Священном писании. Историческое знание в Древней Греции. Сочинения Геродота и Фукидида. Древнеримские исторические произведения. Тит Ливий и Тацит. Представления о прошлом в средние века. Хроника и агиография как жанры средневековых исторических сочинений. Эволюция исторического знания в средневековой Западной Европе: от Беды Достопочтенного к Ж. Фруассару. Историческая мысль эпохи Возрождения. Б. Средневековая русская историография. Отражений реалий ранней русской истории в фольклоре. Древнерусские былины. Исторические сюжеты в древнерусской литературе. «Слово и Законе и Благодати», «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» («Слово») Даниила Заточника. Летописание Древней Руси. «Повесть временных лет». Агиографические произведения. Монгольское завоевание и его влияние на историографию. Эволюция летописания. Московский Хронограф, «Степенная книга». Исторические сюжеты в публицистике XVI в. Исторические повести. Историческая мысль в XVII в. Произведения о событиях Смутного времени. Сочинения Ивана Тимофеева, Ивана Хворостинина, Авраамия Палицына. Возникновение официальной историографии. Записной приказ. «История о царях и великих князьях земли Русской» Ф.А. Грибоедова. Западное влияние на русскую историографию: «Хроника» Феодосия Сафоновича, «Синопсис» Иноккентия Гизеля.
  • 3. Историческое знание в Новое время.
    А. Эволюции западноевропейской историографии в Новое время. Западноевропейская историография раннего Нового Времени. Дж. Вико. Исторические взгляды французских просветителей. Выдающиеся западноевропейские историки XVII - XVIII вв. Западноевропейский романтизм и его влияние на историографию. Т. Карлейль. От романтизма к позитивизму. Исторические взгляды О. Конта и Г. Спенсера. Исторические воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса. Становление марксисткой историографии. Методологический кризис в историографии на рубеже XIX – XX вв. и поиски путей выхода из него. Б. Российская историография XVIII – начала ХХ в. Исторические произведения петровского времени. Сочинения Ф. Прокоповича и П. Шафирова, «Ядро российской истории» А.И. Манкиева, исторические труды Б.И. Куракина. Исторические сочинения В.Н. Татищева. Его «История Российская…». «Татищевские известия». Историки в Академии Наук. Труды по русской истории Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера. Исторические сочинения М.В. Ломоносова. Его конфликты с Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлёцером. М.М. Щербатов. Его историко-социологические взгляды и исторические сочинения. Исторические воззрения И.Н. Болтина. Его полемика с М.М. Щербатовым. Н.М. Карамзин как историк. Эволюция его политических взглядов от «Писем русского путешественника» к «Записке о Древней и Новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Работа Карамзина над «Историей Государства Российского». Публикация «Истории» и общественная реакция на нее. Усиление консервативных настроений в России во второй четверти XIX в. «Официальная народность». Исторические произведения М.П. Погодина. М.Т. Каченовский и скептическая школа в русской историографии. А.Н. Полевой и его «История русского народа». Исторические взгляды славянофилов. Исторические сочинения А.С. Хомякова и К.С. Аксакова. Либеральные тенденции в общественной жизни николаевской России. Западничество. Т.Н. Грановский. Формирование государственной школы в историографии. Исторические произведения К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина. «История России с древнейших времен до наших дней» С.М. Соловьева. Его место в российской историографии. Становление радикальной историографии. Исторические труды Н.И. Костомарова и А.П. Щапова. Консервативная историография второй половины XIX в. Д.И. Иловайский. Российская историография на рубеже XIX – XX вв. Основные факторы ее эволюции. Участие историков в политической борьбе. Новые тенденции в историографии. Произведения А.С. Лаппо-Данилевского, Н.П. Павлова-Сильванского, П.Н. Милюкова. С.Ф. Платонова, М.И. Туган-Барановского.
  • 4. Историография новейшего времени.
    А. Западная историография начала XX – начала XXI в. Внешние условия развития исторического знания в ХХ в. (мировые войны, внутриполитические сдвиги, распад колониальных империй и т. д.) Теоретико-методологические искания историков. Расширение проблематики исторических исследований. Школа «Анналов» и ее представители. Развитие цивилизационного подхода к истории. О. Шпенглер. А. Тойнби. П. Сорокин. Разработка вопросов истории тоталитарных режимов. Методологические «повороты» в историографии на рубеже XX – XXI вв. Б. Советская историография. Феномен советской историографии. Его характерные черты. Советская историография 1920-х гг. Советские историки-марксисты и их оппоненты. М.Н. Покровский и критика «буржуазно-помещичьей» историографии. «Академическое дело» и его последствия. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР». «История ВКП(б). Краткий курс». Организационные сдвиги в изучении и преподавании истории. Создание Института истории АН СССР. Новая учебная литература по истории. Влияние на отечественную историографию критики культа личности И.В. Сталина и реформ середины 1950 – середины 1960-х гг. Публикации исторических источников. Полное собрание сочинений В.И Ленина, «Документы внешней политики СССР», Новые подходы к изучению истории КПСС и Великой Отечественной войны. Новые исторические периодические издания. «Всемирная история». «Советская историческая энциклопедия». Ограниченность историографических сдвигов периода оттепели. «Дело Зимина», «дело Некрича» и критика «Нового направления». Многотомные коллективные труды 1970 – х – начала 1980 – х гг. («История Второй мировой войны», «Международное рабочее движение: вопросы истории и теории» и др.) Творческая разработка проблем отечественной и всеобщей истории в работах И.Я. Фроянова, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Эйдельмана, И.Д. Ковальченко, Б.Н. Миронова, В.С. Дякина, А.Я. Авреха. Перестройка и советская историография. Историческая публицистика. Новые публикации и републикации исторических источников. Переводы сочинений зарубежных историков-русистов. Критика советских историографических стереотипов. В. Современная российская историография Новации в историческом образовании и организации исторических исследований в постсоветское время. Новые публикации источников по отечественной истории. Интеграция в отечественную историографию достижений зарубежной русистики и эмигрантской историографии. Формы и результаты взаимодействия отечественных и зарубежных историков. Наиболее резонансные отечественные и зарубежные работы по российской истории, опубликованные в конце ХХ - начале ХХI в.. Сочинения В. Суворова, М.С. Солонина, В.П. Булдакова, Б.Н. Миронова, Р. Уортмана, Ш. Фитцпатрик.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе 1
    2020-2021 учебный год
  • неблокирующий Эссе 2
    2020-2021 учебный год
  • неблокирующий Работа на семинарах
    2020-2021 учебный год
  • неблокирующий Экзамен
    Уважаемые студенты, экзамен по курсу "История исторического знания" пройдет онлайн (zoom) в период сессии 3-го модуля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.1 * Эссе 1 + 0.1 * Эссе 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Новикова, О. В. (2016). Философия истории и историография: презумпция диалога ; Philosophy of History and Historiography: the Presumption of Dialogue / O. V. Novikova. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3C22E800

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кареев Н.И. - Историка (Теория исторического знания) - Издательство "Лань" - 2013 - 209с. - ISBN: 978-5-507-10108-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9814